На земле и в небесах
Некоторые проблемы отпора путинской агрессииСначала – две важные информации.
Вооруженные Силы Украины имеют в своем распоряжении достаточно противотанковых средств для отражения агрессии со стороны РФ. Об этом заявил главнокомандующий ВСУ генерал Валерий Залужный. «Враг должен хорошо понять: у нас достаточно противотанковых средств, в том числе – отечественного производства, которые показывают себя очень хорошо. До этого – мы получили достаточную материально-техническую помощь в виде тех же Javelin. Скажу так – всем хватит… В том, что касается испытания Javelin – нам было интересно на это смотреть, особенно после широкой рекламы со стороны Российской Федерации по поводу наличия "крышной" защиты от этих систем. Мы спроектировали такую защиту и провели стрельбы. Как вы видели, результаты были отличными, но уж совсем грустными для российских танкистов. Для российских танков на сегодняшний день не существует никакой защиты или препятствий, которые бы не мог преодолеть Javelin».
Военным летчикам Украины с января 2022 года повысили зарплаты на серьезную сумму - от 10 до 16 тысяч гривен в рамках первого этапа увеличения денежного обеспечения в ВСУ. Министр обороны Алексей Резников заявил, что развитие военной авиации и противовоздушной обороны является одним из приоритетов. Резников отметил, что пилоты будут получать "конкурентные выплаты не только в среднем по экономике, но и сопоставимые с коллегами в других ведомствах сектора национальной безопасности и обороны".
Оба сообщения – оптимистичные, успокаивающие. Однако попробуем хотя бы в общих чертах проанализировать, что стоит за ними, о чем не было сказано.
Тот же генерал Залужный очень правильно напомнил, что Украине противостоит не стотысячное, а миллионное войско Российской Федерации. И пусть все оно не будет введено в действие (это невозможно, исходя из многих факторов), но живой силы у противника немало. А еще можно призвать миллион резервистов, пусть их уровень подготовки и будет значительно ниже…
А теперь о танках. Как сообщил генеральный конструктор – генеральный директор КБ «Луч» Олег Коростелев, с 2018 года, когда противотанковые ракетные комплексы украинского производства «Стугна-П» и «Корсар» начали массово поставляться в ВСУ, войска получили несколько сотен пусковых «Корсаров», несколько сотен пусковых «Стугна-П» и около 7 тысяч ракет. По оценкам ряда западных экспертов, ПТРК «Стугна-П» имеет не меньшую эффективность, чем известный в мире ПТРК Javelin, при том что «Стугна П» значительно дешевле. Поэтому танковая атака со стороны т.н. «Л/ДНР», которые имеют в сумме около полутысячи танков и тысячу единиц другой бронетехники, обречена на провал. Но зададим вопрос: а если местные вооруженные формирования, напрямую подчиненные российскому командованию и имеющие в своем составе российских офицеров и специалистов, получат из московского «военторга» еще несколько тысяч танков? Такая возможность существует, ведь у России более 3000 танков в строю и более 10 тысяч на консервации. Посадить же в эти танки можно резервистов в расчете на их «полное использование и списание» в течение одного-двух боев, как это делалось в свое время в Красной армии. Хватит ли тех ракет, которые останутся после отражения атаки такой орды на прикрытие других танкоопасных направлений? Однозначно – нет. Нужно заказывать еще несколько сотен пусковых установок и тысяч 10 ракет. А этого, разумеется, не делается. Почему? Чтобы не вызвать раздражение у Путина? Кроме того, есть еще Беларусь; армия Лукашенко имеет около 600 танков, около 2000 боевых машин пехоты разных модификаций и около 300 самоходных орудий. Если будет использована хотя бы половина этих сил, для противодействия понадобится несколько сотен пусковых ПТРК и несколько тысяч ракет. Есть ли они в резерве ВСУ? Нет. Можно помочь делу? Да, если запустить соответствующие производства на работу в три смены с бесперебойным финансированием. Есть ли для этого ресурсы? Бесспорно. В этом году запланирована к сооружению в рамках «Большого строительства» первая очередь новой Киевской окружной дороги протяженностью 18 км, стоимостью 5,4 млрд грн. Этот кусок дороги Киев никак не разгрузит, значит – его спокойно можно отложить на потом, а на высвободившиеся средства обеспечить ВСУ почти шестью тысячами противотанковых ракет.
А теперь о летчиках. Оказывается, у летного состава ВСУ были самые низкие зарплаты среди офицеров всех силовых структур. В ВВС это называют одной из главных причин увольнения пилотов. Представитель командования ВВС Олег Гавриленко говорил, что в 2019 и 2020 году уволилось около 140 человек из летного состава, а в 2021 году планировали уволиться еще 40 человек. В большинстве случаев пилоты идут в МВД, где зарплаты лётного состава значительно выше. Что ж, хорошо, что не в охранники чьих-то вилл… Но кто ответит за то, что денежное довольствие в ВСУ не повышали уже более двух с половиной лет? И за то, что его в 2022 году будут осуществлять весьма избирательно, вместе с тем только на 2023 год запланировано повышение денежного довольствия всему личному составу украинской армии и флота (которое, впрочем, почти гарантированно будет «съедено» инфляцией)? Кто у нас все это время был (и является по сей день) Верховным главнокомандующим и кто не раз в «видосиках» выражал свою заботу о героических защитниках Отчизны?
Военная авиация – это слабое место Украины. В правление Януковича, по моей информации, боеспособными остались буквально несколько самолетов. Сейчас многие боевые самолеты восстановлены и модернизированы. Однако ВСУ крайне нуждаются не только в различных беспилотниках, но и в современных истребителях и истребителях-бомбардировщиках. Делается ли что-нибудь для этого? Да, речь идет о дорогих вещах. А иногда об очень дорогих. Однако без них разрекламированное строительство дорог в рамках «Большого строительства» будет годиться в случае кризисных ситуаций только для облегчения передвижения российских танков.