Национализм и нацизм: безосновательное отождествление
В последнее время вновь (в который раз уже!) активизировалась запущенная болезнь интеллектуального пространства Украины: некоторые вроде высокообразованные лица, демонстрируя личную антипатию к украинскому национализму как идейному и политическому течению одновременно отождествляют такие заметно разные явления, как национализм и нацизм, не приводя весомых доказательств. Я лично весьма скептически оцениваю реальный, а не декларируемый патриотизм ряда украинских партий и деятелей, о чем не раз писал в «Дне», подкрепляя свою позицию фактами и аргументами. Однако когда люди, называющие себя «философами», «политологами», «аналитиками» и «экспертами», выдвигают обвинения в адрес украинских националистов в духе советского агитпропа, то это очень удивляет. В ход идут заявления об УПА, которая якобы воевала против «советов» вместе с Гитлером, почти зеркальное повторение обвинений в адрес Украины со стороны лидеров Российской Федерации по «тотальному переписыванию истории», отождествление национальной идеи с... нацизмом и т.д.
Однако стоит отметить, что национализм, эта политическая программа, построенная на чувстве патриотизма (по Оксфордскому словарю политологии), существовал еще тогда, когда не было ни нацизма, ни коммунизма. Великая Французская революция вознесла национальные основы государственной и общественной жизни против имперско-монархических. Почти все освободительные движения угнетенных народов формировались и действовали под флагами идеологии национализма. Там, где речь идет о национальной свободе, идеология национализма неизбежна. Однако мы знаем очень мало примеров, когда бы за национальную свободу боролись под лозунгами либерализма, социал-демократии, интернационализма и т. п.
Есть гораздо больше оснований отождествлять немецкий национал-социализм и итальянский фашизм с советским коммунизмом. Хотя бы потому, что германский нацизм родился в недрах рабочего социалистического движения. 7 апреля 1918 мюнхенский слесарь Антон Дрекслер учредил Комитет независимых рабочих, ставший филиалом Северогерманской ассоциации содействия миру. В 1919-м Дрекслер объединил свою группу с Политическим рабочим союзом Карла Харера. Новое объединение получило название Немецкая рабочая партия (Deutsche Arbeite Partei - DAP). Гитлер в этой партии получил партийный билет аж под номером 7. Вскоре после его вступления партия была переименована в Немецкую национал-социалистическую рабочую партию (National-Sozialistische Deutsche Arbeiterpartei, NSDAP).
«Нацизм» - это сокращение от «национал-социализм». Поэтому в нацизме обязательно должна быть социалистическая, антибуржуазная составляющая. Вождь итальянского фашизма Бенито Муссолини начинал свою карьеру как профсоюзный активист и издатель социалистической газеты «Аванти», в которой восхищался Лениным и Октябрьской революцией. А итальянский профессор Стурце еще в 20-е годы прошлого века писал, что фашизм - это есть правый коммунизм, а коммунизм - это есть левый фашизм. Вряд ли можно привязывать к нацизму типичного итальянского националиста Джузеппе Гарибальди, венгерского националиста Шандора Петефи, болгарского - Христо Ботева, польского - Юзефа Пилсудского и т. д.
Следовательно, такие отождествления не имеют достаточных исторических и логических оснований. Тем более, когда речь идет об украинском национализме, который никогда не был национализмом господствующей нации. Именно поэтому он формировался и развивался как идеология национального освобождения. Даже Ленин видел фундаментальное различие между национализмом нации господствующей (шовинизмом) и нации угнетенной. Кстати, стремление к созданию тоталитарного общества является атрибутивной чертой фашизма, коммунизма и нацизма. Для национализма тоталитаризм - это черта факультативная, то есть она может быть, но ее может и не быть (Джавахарлал Неру или Сунь Ятсен считаются в политической науке образцами националистов, но им был глубоко чужд тоталитаризм).
Не красит упомянутых «философов» и «политологов» некритическое повторение тезисов коммунистической пропаганды об «украинско-германских националистах». Сегодня архив КГБ УССР (как архив уже СБУ) открыт для всех желающих. Кто угодно может ознакомиться с документами и убедиться, что УПА воевала против немецких, советских, польских, румынских, венгерских и словацких вооруженных формирований, находившихся на территории Украины в период Второй мировой войны. Там также есть документы, свидетельствующие о массовых репрессиях немецких нацистов против украинских националистов.
Кстати, в нынешней Российской Федерации наблюдается интересная тенденция - стопроцентных российских нацистов и расистов, которые убивают иностранцев за «не тот» цвет кожи, объявлять «националистами». С какой целью это делается? Еще в XIX веке чешский славянофил Ян Гавличек сказал: «Русские все российское называют славянским, чтобы потом все славянское назвать русским». Сначала своих фашистов называют националистами, чтобы потом чужих националистов объявить фашистами.
Вряд ли указанные интеллектуалы всех левых (социалистов, социал-демократов, леворадикальных «зеленых») будут отождествлять с коммунистами, понимая, что это неправильно, а вот несимпатичных им националистов-то записывают в нацисты. Если это ругательство, то никаких претензий быть не может, потому что каждый ругается, как хочет, но к научному дискурсу такие отождествления не имеют никакого отношения. Когда создается пропагандистский продукт, апеллирующий не к разуму, логике и эрудиции читателя, а исключительно к эмоциям, инстинктам и идейным стереотипам, сформированным предыдущими поколениями пропагандистов, не надо это прикрывать псевдонаучными одеяниями.
Напоследок хочу обратиться к авторитету человека, которого, надеюсь, даже упомянутые «эксперты» не объявят «нацистом». Этот человек еще очень давно написал: «Все, что идет вне рамок нации, - это или фарисейство людей, которые интернациональными идеалами рады бы прикрыть свои притязания на господство одной нации над другой, или болезненный сентиментализм фантастов, которые рады бы широкими «общечеловеческими» фразами покрыть свое духовное отчуждение от родной нации. Может быть, когда-то наступит время консолидации каких-то свободных международных союзов для постижения высших международных целей. Но это может произойти только тогда, когда все национальные соревнования будут исполнены и когда национальные обиды и угненения уйдут в сферу исторических воспоминаний». 110 лет назад эти слова написал Иван Франко. Однако поскольку современный мир еще очень далек от бесконфликтности, то национальная идея, как способ выживания нации в проблемном мире, будет существовать гораздо дольше, чем позволят упомянутые «интеллектуальные» лица.