Надо называть вещи своими именами
За последние сто лет вторая Речь Посполитая оккупировала восточную Галичину и Волынь, предала УНР, подписав мир с Россией, а во время Второй мировой провела «этническую чистку» на Холмщине и БерестейщинеНовый премьер Польши Матеуш Моравецкий сразу после утверждения в должности заявил, что отношения с Украиной необходимо строить на исторической правде, а такие события, как «геноцид на Волыни», забывать нельзя.
Что ж, с утверждением об исторической правде следует согласиться, но тогда придется вспомнить, что за последнюю сотню лет вторая Речь Посполитая сначала оккупировала восточную Галичину и Волынь, уничтожив тем ЗУНР и отхватив значительную часть территории УНР, потом подписала союзническое соглашение с УНР, затем - предала УНР, подписав мир с Россией на условиях разделения Украины, затем проводила жесткую колониальную политику на захваченных украинских землях к востоку от «линии Керзона», затем, уже во время Второй мировой войны, провела силами партизанской Армии Крайовой «этническую чистку» на Холмщине и Берестейщине, и уже потом дело дошло до Волынской трагедии, которую, впрочем, с научной точки зрения никак нельзя назвать «геноцидом»...
Скажут: тогдашние события в Польше называют ludobójstwo. И это в польском языке прямой эквивалент понятия «геноцид». Зайдите в Интернет - и вы найдете словосочетания типа «ludobójstwo Holocaustu», «Ludobójstwo Ormian», «Cygańskie ludobójstwo», «Rosjanie powinni uznać Katyń za ludobójstwo» и другие. Вот и тысячи и тысячи поляков во время войны на Волыни поставлены в этот ряд (а смерть тысяч и тысяч украинцев в те же времена на Закерзонье, Галичине, Берестейщине и на той же Волыни - это, значит, не ludobójstwo...). Однако вынесем «за скобки» трагические страницы украинско-польских отношений. Поставим вопрос иначе: а можно ли, при всей преступности уничтожения в 1940-м польской элиты в Катыни, ставить это в один ряд с Холокостом или иными ситуациями, когда жертвами преступной политики становилась значительная часть того или иного народа, когда существенно подрывались жизненные силы этносов и наций? Нет ли в таком подходе существенной девальвации понятия «геноцид» и тех трагедий, которые стоят за этим понятием?
Кстати, проблема эта признается и в самой Польше. «Katyń: ludobójstwo czy zbrodnia wojenna?» («Катынь: геноцид или военное преступление?») - такие заголовки можно встретить в польских СМИ. С моей точки зрения, это однозначно военное преступление. Так же, как польские акции против украинцев и украинские - против поляков на «кровавых землях» с обеих сторон «линии Керзона» - этнические чистки.
Не случайно автор концепции геноцида и самого этого понятия польско-американский юрист Рафаэль Лемкин писал: «Вообще говоря, геноцид не обязательно означает немедленное уничтожение нации, кроме случаев, когда осуществляются массовые убийства всех членов нации. Он, скорее, означает скоординированный план различных действий, направленных на уничтожение существенных основ жизни национальных групп с целью их уничтожения. Целью такого плана будет распад политических и социальных институтов, культуры, языка, национальных чувств, религии и экономического существования национальных групп, а также уничтожение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и даже жизни лиц, принадлежащих к таким группам». Иными словами, согласно Лемкину, обе стороны в польско-украинском вооруженном конфликте времен Второй мировой не совершали геноцид. И большевики в Катыни - тоже.
Но в целом СССР, с моей точки зрения, осуществлял геноцид поляков. Начался он с т.н. «Польской операции» НКВД 1937-38 гг. 11 июля 1937 года «железный нарком» Ежов подписал приказ №00485 о начале широкомасштабной операции, направленной на «полную ликвидацию» мифических структур «Польской организации военной» на территории СССР. Всего за время проведения «Польской операции» «тройки» осудили около 140 тыс. человек, из них более 110 тыс. к расстрелу; других отправили в ГУЛАГ, где большинство из них погибло. Меньше чем за год после подписания Пакта Молотова - Риббентропа начался «освободительный поход» Красной армии, следствием которого стали присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Как следствие, в 1939-41 годах с этих территорий в Сибирь и Казахстан были депортированы от 200 до 250 тыс. поляков. А в мае-июне 1941 года, накануне войны с Германией, НКВД дополнительно были депортированы еще несколько десятков тысяч человек польского происхождения. И, конечно, нельзя забывать о Катыни. Этим общим местом обозначают расстрел почти 22 тысяч представителей польской элиты, в том числе более 10 тыс. офицеров Войска Польского, по решению политбюро ЦК ВКП (б) и лично Сталина, в нескольких местах европейской части СССР. В этом случае речь шла именно о целенаправленном уничтожении элиты Польши для существенного разрушения основ жизни польской нации. И в целом ряде других операций НКВД главным объектом были образованные и социально активные люди.
А еще было Варшавское восстание 1 августа - 2 октября 1944 года. Немало написано о том, что Красная армия не могла помочь восставшим, потому что она истощилась во время непрерывного наступления в течение двух предыдущих месяцев. Это правда, однако в запасе у Сталина были три полностью сформированные гвардейские воздушно-десантные дивизии, каждая численностью в 10 700 штыков, а «на подходе» было еще две. В дополнение еще четыре такие дивизии участвовали в боях на различных участках фронта в качестве ударных соединений и в течение месяца могли быть выведены в резерв, пополнены и переброшены за Вислу. В общем речь шла о почти стотысячном элитном войске, которое при надлежащей поддержке и обеспечении с воздуха могло в течение августа-сентября переломить ход событий под Варшавой. Однако Сталин решил пожертвовать польской столицей и Варшавой во имя преобразования Польши в коммунистическое государство. Как следствие, погибло более 200 тыс. повстанцев и гражданских варшавян...
Такой исторический экскурс, кажется, не является лишним для того, чтобы понять: геноцид - это нечто ощутимо иное, чем этническая чистка, даже значительного масштаба, или взаимное уничтожение сторон в ходе гражданских войн. Скажем, в 2016 году ООН заявила, что Южный Судан, где с 2011-го идет гражданская (а точнее, межплеменная) война за обладание нефтяными залежами, жертвами которой стали более 300 тыс. человек и где свирепствуют этнические чистки, находится на грани геноцида.
Да, этнические чистки - это преступления против человечества и человечности, однако это еще не геноцид. А вот осуществление Лубянкой с санкции Кремля «Польской операции» НКВД изначально имело черты геноцида, поскольку сопровождалось идеологической истерией, направленной против поляков как таковых. Ее олицетворениями стали, в частности, роспуск Коминтерном Компартии Польши (подтекст понятен: поляк не может быть коммунистом!) И фильм «Минин и Пожарский», закупленный вскоре ведомством Геббельса для обработки немецкой армии и населения в нацистском духе - мол, поляки являются неполноценным народом, «унтерменшами». Впрочем, это уже другая история. Но новому премьеру Польши в любом случае следовало бы осторожнее обращаться со словами...