Перейти к основному содержанию

Наедине с Украиной

Ценой отказа от сближения с ЕС становится обеспечение ресурсной основы для нового цикла воссоздания политического режима
27 ноября, 11:21

Отказ политического руководства Украины заключать в ноябре 2013 года Соглашение об ассоциации ставит вопрос вовсе не о судьбе ЕС, как это часто преподносят информационные рупоры власти, а о том, как возможно дальнейшее существование Украины в рамках европейского пространства.

Правда, некоторые считают, что имеет место очередной раунд суперсложной «комбинаторной игры» и одним из результатов Вильнюсского саммита таки станет заключение соглашения. В основном это те, кто верит, что лишь из-за прихотей Путина Янукович отказывается политически обеспечить близкую ассоциацию Украины и ЕС.

Логика же и факты, а особенно — реакция власти на мирные собрания в поддержку евроинтеграции говорят о том, что решение принято, выбор осуществлен. Пробил час, когда карета превратилась в тыкву, а кони в крыс. Руководство Украины пытается сохранить хорошее выражение лица при плохой игре.

Причина отказа лежит именно в виденье Януковича, в конфликте между интересами его и его окружения  и историческим путем Украины, которая в разное время разными своими землями и частями населения  всегда составляла часть европейской ойкумены.

СТОЯНКА В ЗОНЕ СНГ

Имеем дело не со спонтанной «паузой» в отношениях Украины с ЕС, сделанной под давлением. Решение о приостановке подготовки к подписанию соглашения с ЕС тщательным образом подготовлено, политически согласовано на протяжении года во время встреч с неизменными руководителями России (последняя 9 ноября), Беларуси (18 июня и 24 октября), Азербайджана (18 ноября). Оно заключается в намерениях возобновить торговлю в рамках СНГ в соответствии с соглашением от 2011 года.

«Свободная торговля на огромном рынке СНГ — это такая ценность, которая стоит выше временных противоречий и конъюнктурных политических соображений.  Подобный подход позволил достичь важных для Украины договоренностей, которых мы долго добивались», — так оценил дальнейший тренд в стратегии Украины премьер-министр Украины Николай Азаров на заседании правительства 21 ноября 2013 года, признав активность за украинской стороной (www.kmu.gov.ua).

Янукович отказывается от правил для работы бизнеса в Украине ради успеха бизнеса отдельных групп своей поддержки в трех фундаментальных направлениях:

— ликвидации экспортных пошлин, например, пошлины на российскую нефть, которая «практически остановила украинскую нефтеперерабатывающую отрасль»;

— доступа к трубопроводному транспорту: «такое соглашение, которое открывает для Украины возможность поставок газа и нефти из Средней Азии, планируется подписать в мае 2014 года».

— свободной торговле услугами: «продукцию  машиностроения нужно обслужить в процессе эксплуатации».

«Выполнение достигнутых договоренностей об использовании всех возможностей зоны свободной торговли будет главным и постоянным пунктом повестки дня председательства Украины в СНГ в 2014 году, — говорит правительство. — Генеральная задача всей этой работы — увеличение товарооборота в пределах свободной торговли в СНГ и таким образом поддержание экономического роста».

Беды в активизации торговли со странами СНГ нет. Беда в том, что экономический рост видится украинскому руководству исключительно и только на таком пути, игнорируя ту же необходимость модернизации, которая стала аргументом в диалоге с ЕС. «Внутри экономического контура Содружества есть возможности, перспективы и механизмы поддержания экономического роста, которых нет снаружи этого контура. И это естественно для крупного рынка, исторически прошитого кооперационными связями, разделением труда, специализацией, даже привычками и вкусом потребителей в отношении целого ряда товаров», — говорит Азаров.

Возможность для отдельных бизнес-групп торговать среднеазиатскими энергоресурсами и осуществлять сервис оборудования не идет ни в какое сравнение с подходом Европы. Европа предлагает нам стать частью своего высокотехнологического рынка и своего разделения труда, открыть доступ к более дешевым кредитам. Европа предлагает свою силу и мощь лоббизма для включения в развитие.

Интеграция с рынком ЕС не вынуждает Украину к разрыву связей с другими рынками. Она предусматривает выход на европейский рынок в соответствии с его правилами и процедурами торговли, предлагает перспективы роста. Дальнейшая же односторонняя стандартизация товаров и процедур в соответствии с рынком СНГ означает втягивание в воронку именно этого рынка, правил, принятых в этих странах.

Период полураспада продолжается. Хотя «двери ЕС открыты», через некоторое время Украине будет сложно в них протиснуться.

КЛУБ ПОЖИЗНЕННЫХ ПРЕЗИДЕНТОВ

Геополитический маневр в интересах нескольких бизнес-групп поддержки Януковича решает пакет вопросов, связанных с обеспечением устойчивости властной команды. Теперь Янукович может спокойно готовиться к выборам 2015 года. На пространстве СНГ не принято критиковать за выбор средств, которые применяются для победы, включая насилие и наследственность. Даже если назвать это неразборчивостью.

На его стороне технологии, деньги, административное влияние, подконтрольные силовики, скупленные СМИ. Лояльность групп поддержки и средства обеспечены. «Прореживание» оппозиции уже началось. Медведчук публично обещает «справиться с истерией оппозиции».

Таким образом, ценой отказа от поставок из ЕС становится обеспечение ресурсной основы для нового цикла воссоздания политического режима. Выбор такого решения позволяет Януковичу закрыть доступ к росту всем остальным группам или же, во всяком случае, они не смогут наращивать свою мощность так же быстро. Соответственно, это, в свою очередь, приведет к возникновению и укреплению протестных мобилизационных настроений в среде политической и общественной оппозиции.

Светлана КОНОНЧУК, руководитель Программы демократизации политических институтов УНЦПИ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать