Перейти к основному содержанию

Никак не придут корабли

Поставки кораблей для ВМФ России срываются
06 августа, 11:39

У российского президента и подчиненных ему высших чиновников есть некоторые проблемы с числами и подсчетами. Как следствие, возникают пропагандистские проблемы, которые имеют политическую подоплеку.

Выступая на праздновании праздника военно-морского флота России, президент Владимир Путин обещал, что в текущем году в строй войдет 26 новых кораблей и судов обеспечения. За истекшие полгода флот получил три судна обеспечения, четыре надводных корабля и один противодиверсионный катер. Всего 8 штук. Осталось получить 18.

Министр обороны Сергей Шойгу в мае говорил о шести кораблях по плану текущего года. В то же время до 2020 года российский ВМФ должен включить в свой состав 54 корабля.

Конечно, планов громадье есть отличительная черта советской эпохи и современной России. На пять, а то и на семь лет на бумаге писали захватывающие перспективы без малейших предпосылок их даже близкого выполнения. Первую пятилетку благополучно провалили, а отчитались, что выполнили в четыре года. Это было просто, так как проверить реальное выполнение было невозможно. И так повторялось из года в год. Догоняли и перегоняли, а потом оказывалось, что вообще стояли на месте.  И касалось это не только гражданской продукции, но и оборонной.

Военный флот относится к сложному в техническом и технологическом отношении роду войск. Именно в нем внедряются наиболее передовые виды вооружений и достижений машиностроения. Неудивительно, что строительство военных кораблей под силу не каждому даже относительно развитому в промышленном отношении государству.

СССР к таковым никогда не относился. Все его достижения были основаны либо на заимствовании технических знаний и оборудования союзников в годы Второй мировой войны, а затем пленных немецких специалистов и банальном воровстве промышленных секретов. Начиная от электрических лампочек до атомной бомбы.

Руководитель группы из 500 ведущих немецких специалистов Гельмут Греттруп, работавших в советском плену на острове Городомля на озере Селигер в строгой изоляции, в 1967 году по телевидению увидел ракету, которая запустила в космос  Юрия Гагарина. Как писала в своих воспоминаниях жена немецкого инженера, он молча плакал. Это была ракета, им разработанная и присвоенная Королевым.

Оставшийся после СССР у России военный флот быстро ветшал и требовал новых кораблей и модернизации существующих. Все бы ничего, но возможности российского оборонного комплекса не дают возможности осуществить это в приемлемые сроки и на достаточном техническом уровне.

Бодрые заявления и обещания президента Путина входят в противоречие с реальностью.  Именно с ней имеет дело вице-премьер Юрий Борисов. В ходе селекторного совещания по размещению и реализации гособоронзаказа он заявил, что «Есть предпосылки срыва сроков поставок и по сдаточной программе 2018 года … Начиная с 2014 года, мы практически ежегодно имеем дело с системными срывами сроков поставки кораблей и судов для ВМФ со стороны ряда судостроительных предприятий. Переносы сроков постройки и ремонта кораблей произошли и в прошлом году». И это при том, что, по словам Борисова, большинство контрактов уже заключено, а деньги на реализацию по линии Министерства обороны выделены.

У российского военного судостроения три основных проблемы. Во-первых, неудовлетворительный менеджмент, во-вторых, устаревшее оборудование верфей, в-третьих, проблемы импортозамещания двигательных установок. 

До 2014 года Россия покупала дизельные двигатели для кораблей у немецкой компании MTU. Да тут вступили в действие санкции и поставки из Германии прекратились. Пытались покупать китайские, но они оказались неудовлетворительного качества. Приходится удовлетворяться тем, что предлагает промышленность, а это двигатели предыдущего поколения и естественно устарели.

С газотурбинными двигателями еще хуже. В мире их изготавливают всего три компании: американская General Electric, английская Rolls Royce и украинская «Зоря — Машпроект» в Николаеве. Понятно, что получить газотурбинные двигатели для кораблей от всех трех компаний Россия не может. Как говорят эксперты, таким импортозамещением занимаются, но, судя по всему, без особого успеха. Здесь даже устаревших двигателей нет. Отсюда постоянные переносы строительства и передачи флоту новых кораблей. Деньги выделяются, но толку от них мало.

И все это на фоне развернутого строительства американского ВМФ. Для него до 2023 года планируется построить 54 боевых кораблей и судов обеспечения, включая один атомный многоцелевой авианосец  типа Gerald R. Ford. Он заменит своего предшественника авианосец Enterprise, прослужившего на флоте 51 год.

Два новых реактора, разработанных для авианосца Gerald R. Ford, способны производить на 25 % больше электроэнергии, чем энергоустановка Enterprise. Запас мощности позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолеты. Всего на борту будет до 90 самолетов и вертолетов. С сокращением числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись на $4 млрд. дешевле, чем его предшественника. Планируемый срок службы Gerald R. Ford  тоже 50 лет, стоимость постройки трех авианосцев нового класса составит примерно $42 млрд. Отметим, что это почти полный военный бюджет России в текущем году. При этом Пентагон предполагает иметь в составе флота 12 действующих авианосцев и один в плановом ремонте.

По кораблям других классов ситуация не менее впечатляющая. В частности, будет построено 14 эсминцев типа Arleigh Burke и шесть перспективных фрегатов FFG (X).

Учтем, что в составе российского флота полноценных авианосцев нет, и не предвидится. Печально известный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в ремонте и модернизации, которым не видно конца. Интересно, что некоторые российские эксперты начали в последнее время доказывать, что авианосцы стране вообще не нужны, так как промышленность не в состоянии их построить. Как говорится, не умеем их строить, не стоит и напрягаться.

С военным флотом у России проблемы, которые из технических и финансовых перерастают в политические.

Амбиции Кремля растут, а способов их удовлетворения на дальних берегах становится все меньше. Москва тщится играть роль глобальной державы, которая имеет интересы по всему земному шару. Для их реализации необходим соответствующий военно-морской потенциал, то есть флот со всеми современными компонентами, включая авиацию. Вот здесь и получается, что, как говорит сербская пословица, замахиваются на дуб, а рубят только тонкую веточку.

Возникает реальная перспектива развертывания новой гонки вооружений, по крайней мере, в военном флоте. Совершенно очевидно, что никаких шансов ее выиграть или даже держаться на равных с США у России нет. Российский ВМФ будет и дальше все больше отставать в техническом, технологическом отношении и постепенно маргинализироваться, несмотря на рапорты начальников и заявления президента для подведомственного народа.

С несколько измененными словами в известной песне вполне описывается ситуация с российским ВМФ:

В туманной дали

Не видно земли,

Никак не придут корабли. 

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать