Новые антенны для еврейско-украинского диалога
Университетский форум в Париже поставил под вопрос стереотип «украинского антисемитизма». Насколько этот стереотип сформирован советской пропагандой? Насколько реальна его связь с фактами? Каково влияние этого стереотипа на отбор фактов и на их интерпретацию?
Двери на этом пути были забиты длинными заржавевшими гвоздями страха. Для открытия этих дверей нужна была настоящая отвага организаторам конференции "Шоа в Украине. Новые перспективы исследования трагедии ХХ века" - Филиппу де Лара и Гале Аккерман, Фонду памяти Шоа и Сорбонне.
К новому, более высокому витку спирали взаимного понимания евреев и украинцев призывает Иосиф Зисельс. Будет он услышан и/или обжалован? Шанс более свободного и правдивого взгляда на вещи не будет упущен в этом споре?
Парижский диалог дал сильный импульс для обсуждения украинско-еврейской проблематики. Здесь обсуждали «контексты насилия» по отношению к евреям, о чем большую книгу написал Kai Struve.
А мне вспомнились три «контекста сопротивления» этому насилию.
Первый контекст - участие евреев и украинцев в диссидентском движении 1970-80-х годов. В Черновцах, родном городе Пауля Целана, советское беспамятство перевыполнило обязательную норму СССР. На крышах этого города в 70-е годы молодой физик Иосиф Зисельс начал устанавливать антенны, позволяющие услышать голоса западных радио из-под запрета. Новые антенны, открывающие мир Свободы, - вот символ действия, оплаченного дорогой ценой. Тремя годами политзаключения заплатил Иосиф Зисельс за свои "антенны свободы", за самиздат и тамиздат, за солидарность с инакомыслящими Украины.
Другой контекст начинается в эпоху гласности и независимости Украины. В течение двух десятков лет на украинском языке опубликованы сотни книг о еврейской культуре и о Холокосте. Переводы с идиш и иврита и всех еврейских языков создали новую богатейшую библиотеку изданий, доступную всей Украине. Еще предстоит осмыслить это беспрецедентное событие: за все долгие века сосуществования евреев и украинцев впервые такое богатство еврейской мысли и культуры стало доступно на украинском языке. Этот поистине новый контекст стал возможным во многом благодаря сотрудникам Леонида Финберга и Иосифа Зисельса в Киево-Могилянской академии и партнерских учреждениях.
Третий контекст возник на Майдане и вслед за ним. Участие еврейских лидеров в Революции Достоинства стала важным фактором становления и осмысления политической нации, которая включает всех граждан Украины, все этносы, культуры и религии. Путинская агрессия направлена на разрушение этой гражданской солидарности. Теперь как никогда раньше востребованы все "контексты сопротивления" насилию и ненависти. Насколько мощные или хрупкие эти контексты - покажет история...
Парижская конференция манифестировала реальную волю к углублению украинско-еврейского диалога. Новые «антенны понимания» друг друга появились в Париже и в Киеве. Но и новые "глушилки" обеспокоены этой инициативой: знак от противного о ее плодотворной значимости.