Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новые сказки российского президента

30 августа, 11:49

Обращение Владимира Путина по поводу смягчения пенсионной реформы никаких сенсаций не принесло. Как и ожидалось, женщинам скостили новый возраст выхода на пенсию с 63 до 60 лет, мотивируя это бережным к ним отношением. Но ведь с самого начала было понятно, что такой некруглый возраст в 63 года понадобился только для того, чтобы в ходе дальнейших обсуждений понизить его до 60 лет. Также было понятно, что о планируемом смягчении пенсионной реформы должен будет объявить Владимир Путин, и никто другой. И сделано это будет перед самым началом запланированных в РФ на сентябрь протестов против повышения пенсионного возраста. Так и случилось.

Все остальные изменения пенсионной реформы носят по сути пропагандистский характер и принципиального значения не имеют. Тем не менее, перечислим их.

Женщины, имеющие трех детей, смогут выходить на пенсию на три года раньше нового срока, четырех детей – на четыре года раньше, ну а имеющие пять и более детей будут выходить на пенсию, как и сейчас, в 50 лет. Учитывая, что доля многодетных матерей ничтожна, принципиального значения эта уступка не имеет.

Путин предложил установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, каковым считается возраст на 5 и менее лет меньше пенсионного, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста. Строго говоря, все это и так уже прописано в законодательстве, правда, только на уровне административной ответственности. Конечно, штрафы по этим статьям можно увеличить, но вряд ли это принесет хоть какой-то толк. Ведь судебные процессы, которые работники выиграли у работодателей из-за несправедливого увольнения, можно пересчитать по пальцам. И если уж такой процесс выигрывается работником, то работник этот – достаточно высокопоставленный клерк, который может потратиться на хорошего адвоката. К десяткам миллионов трудящихся это не имеет никакого отношения.

Хотя, наверное, после принятия реформы несколько показательных процессов с победой работников над работодателями устроят и широко осветят их по телевидению. Если же за увольнение лиц предпенсионного возраста введут уголовную ответственность и начнут на практике применять данную статью, это только усугубит ситуацию на рынке труда. Работодатели, от греха подальше, начнут массово увольнять людей за год-два до наступления предпенсионного возраста.

Должна быть утверждена специальная программа повышения квалификации лиц предпенсионного возраста. Денег на нее много явно не выделят, и каких-то принципиальных изменений по сравнению с уже существующими программами переобучения она вряд ли принесет, тем более, что состояние здоровья пожилых людей исключает для них очень многие профессии.

Лицам предпенсионного возраста, не имеющими работы, будут платить пособие по безработице в 11 280 рублей в течение одного года, в два с лишним раза больше, чем теперь. Но ведь лицам предпенсионного возраста ждать пенсий придется не год, а целых пять лет. Что же, они остальные четыре года положат зубы на полку или сразу тихо лягут в гроб? К тому же, статус безработного содержит ряд ограничений, при несоблюдении которых выплаты прекращаются. Чиновники, я думаю, при желании найдут достаточно поводов, чтобы не платить предпенсионерам пособия в течение целого года.

Ну, и вот еще мелочи, которые вряд ли сильно обременят российскую казну: 2 дня в год для диспансеризации предпенсионерам с сохранением заработка (приведет лишь к огромным очередям в государственных поликлиниках); сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев и некоторых других категорий, равно как и действующих условий назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера; 25-процентная надбавки к пенсиям тем, кто имеет 30-летний стаж работы в сельском хозяйстве (таких немного); разрешение выходить на пенсию досрочно женщинам с 37 годами трудового стажа и мужчинам – с 42 годами (таких до достижения планируемого пенсионного возраста – ничтожное число), сохранение на переходный период льгот по выплатам налогов за недвижимость и землю тем, кто достигнет нынешнего пенсионного возраста (решения же по ЖКХ, проезду и другим льготам отдано регионам). Всё это – капля в море.

Необходимость повышения пенсионного возраста Путин, как всегда, обосновывал «тяжелейшими демографическими потерями во время Великой Отечественной войны», а также резким снижением рождаемости в кризисные 90-е годы. От своих же обещаний 2000-х годов ни в коем случае не повышать пенсионный возраст во время своего правления он открестился довольно примитивно. Это, дескать, в период с 2000 по 2012 год повышать пенсионный возраст было никак нельзя, а сейчас, в 2018 году, - самое время для повышения пенсионного возраста. В общем, еще раз продемонстрировал, что является хозяином своего слова. Захотел – дал обещание, захотел – взял его обратно.

Путин даже не упомянул о необходимости изменения российской конституции, прямо запрещающей повышение пенсионного возраста. Зато угрожал пенсионерам понижением пенсий, если не провести реформу сейчас, или даже тем, что пенсии вообще перестанут выплачивать. Обещание же к концу следующего десятилетия, т. е. к 2030 году, выйти на среднюю продолжительность жизни более чем в 80 лет звучит не слишком обнадеживающе – скорее как намерение Владимира Владимировича, как минимум, до этого срока оставаться у власти. Хотя ему к тому времени будет уже 78 лет (если, конечно, ничего не случится).

И Путин ни слова не сказал о реальных причинах повышения пенсионного возраста – аннексии Крыма и войнах на Донбассе и в Сирии, что вызвало резкий рост государственных расходов и необходимость затыкать средствами Пенсионного фонда затыкать дыры в бюджете. А то, в каком окончательном виде примут пенсионную реформу, будет зависеть исключительно от массовости протестных выступлений против нее 2 и 9 сентября, на предотвращение которых и направлены обращение Путина и предшествовавший ему арест Навального. Тут еще, кстати, The Insider оценил, скольким российским пенсионерам можно было бы платить пенсии в течение месяца, если продать активы Путина, Медведева и их ближнего круга. Президент обеспечил бы 12,5 млн. пенсионеров (или 1 млн. в течение года), премьер – 5 млн., глава «Роснефти» Игорь Сечин – 1,25 млн., глава «Газпрома» Алексей Миллер – 350 тыс., а спикер Госдумы Вячеслав Володин – только 70 тысяч. Характерно, что насчет возможности снижения пенсий депутатам, министрам, чиновникам и топ-менеджерам госкорпораций Путин в своем обращении ничего не сказал.

Настораживает только то, что организаторы протестов, как слева, так и справа, больше акцентируют внимание на коррупции как главной причине повышения пенсионного возраста, а не на реальных причинах в виде Крыма, Донбасса и Сирии.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать