О дипломатических отношениях и марионеточном правительстве
События в Крыму в ночь с 7 на 8 августа этого года чаще всего сравнивают с провокацией нацистской Германии против Польши 1 сентября 1939. Впрочем, есть существенные отличия - немцы ударили мгновенно: все было спланировано и подготовлено, войска выведены на позиции, осталось реализовать задуманное. В современном случае - странное промедление даже с обнародованием новости, а потом - громкие заявления руководителей России, показательные учения вблизи границ Украины на фоне предыдущего стягивания военных сил в Крым и по периметру границы. Зато бурлит война в СМИ и социальных сетях, создавая накануне 25-й годовщины независимости Украины нервозный фон и мобилизуя российских граждан для поддержки правящих кругов перед приближающимися выборами в Государственную Думу. Да еще и машину Плотницкого кто-то взорвал. Может, в этом основное содержание действа, происходящего на наших глазах?
К сожалению, это относительно оптимистичный вариант, а рассмотрение вопросов безопасности требует крайних. Прямых аналогий быть не может, но если уж говорить о сходстве ситуации, то стоит вспомнить о нападении Советского Союза на Финляндию, которому предшествовал так называемый Майнильский инцидент с недоказанным артиллерийским обстрелом советских войск. Тогда Кремль начал войну не сразу, а через четыре дня после провокации на границе. В то же время в советских СМИ развернулась антифинська компания. 29 ноября 1939, за день до начала войны, СССР разорвал дипломатические отношения с Финляндией. Впрочем, Москва формально не ставила под сомнение существование ее государства, только - правительства. Как пелось в пропагандистской песне: «Ни шутам, ни писакам юродивым больше ваших сердец не смутить. Отнимали не раз вашу родину - мы приходим её возвратить». Имя «шута горохового» было хорошо известно - это финский премьер АимоКаяндер. Поэтому, современным языком говоря, Красная армия воевала против хунты, засевшей в Хельсинки, а Суоми и ее братскому народу помогала. Для прикрытия агрессии 1 декабря в только что захваченном городе Териоки была провозглашена Финляндская народная (простите - демократическая) республика и правительство во главе с Отто Куусиноном. Именно его Москва определила единственно легитимным для заключения мира. Даже собственную народную армию в виде одного корпуса ему создала.
Недавно российский премьер объявил о вероятности разрыва дипломатических отношений с Украиной, а в российских СМИ поднялась очередная антиукраинская волна. Значит ли это, что на календаре российско-украинских отношений - упомянутая дата? В таком случае речь пойдет об опосредствованном непризнании законности власти в Киеве. В дальнейшем можно ожидать образования на любой захваченной украинской территории (ее размер не имеет значения, ОРДЛО или даже ее части - вполне достаточно) марионеточного правительства, которое объявит себя единственно легитимным, а Россия, в конце концов, признает его. Потом - начало, так сказать «освобождение» даже без формального состояния войны, ведь отсутствие дипломатических отношений не означает автоматического ее объявления. То есть братскому народу будет предоставляться «помощь» против разных там «шутов гороховых». Как недавно заявил Сергей Аксенов: «Нам просто надо дождаться очередного майдана в Киеве».
В истории украинско-российских отношений подобное случалось дважды: в декабре 1917 г., когда в Харькове было образовано советское правительство УНР во главе (фактически) с Евгенией Бош и в ноябре 1918, когда в Курске появилось Временное рабоче-крестьянское правительство еще несуществующей УССР, первым председателем которого стал Григорий Пятаков. В обоих случаях факт их существования позволил Москве демагогично заявлять, что это не ее агрессия, а рабочие и крестьяне Украины борются против буржуазии. Ведущие государства тогда занимались переделом мира и на существование независимой Украины смотрели скептически.
Ряд последних событий, как внутренних, так и международных, заставляет нас задуматься о вероятности такого сценария - референдумы в Нидерландах, Великобритании, резолюция французского сената относительно санкций против России, подобные голосования в итальянских провинциях, будущее рассмотрение этого вопроса в парламенте Бельгии и др. демонстрируют кризис, царящий в ЕС. Понятно, что Россия добивается его расчленения, в том числе (а может - в первую очередь), чтобы разрешить свой спор с Украиной. Цель неизменна - ее ликвидация как независимого государства или преобразования суверенитета в формальность. Иначе претензии России постоянно будут находиться под вопросом. Для этого надо лишить Украину союзников. Как говорит американская пословица: если хочешь убить собаку - сначала докажи, что она бешеная. Россия все время пытается дискредитировать Украину перед мировым сообществом, используя как реальные проблемы, так и вымышленные. Далее на каком-то этапе должно поступить (или уже поступило) предложение размена на что-то очень значительное, стратегическое. На фоне внутриполитических сдвигов в западных странах уверенности, что нынешние союзники Украины не захотят «накормить Путина» за ее счет, нет.
И самым опасным для украинцев является резкое охлаждение отношения к ним поляков - от горячей поддержки оно за несколько месяцев дошло до нейтрального. Это может быть трагедией, потому что Польша, а также Литва, Латвия, Эстония тесно связаны с судьбой Украины. В отличие от 2014, теперь, в случае прямой агрессии России, симпатии поляков украинцам не гарантированы, а только стран Балтии мало. Повод известен - Волынская трагедия. Можно, конечно, сетовать на российских троллей, приложивших немало усилий для раздувания этой темы, на «накрученность» и необъективность во многих случаях польских политиков, но надо признать, что со стороны государства Украина было сделано недостаточно, а сделанные усилия запоздали. До сих пор остается непонятным, что мешало отделить явные преступления и осудить их от героической борьбы и попытаться доказать, что не стоит путать отдельные фамилии со всем движением? Наблюдался явный недостаток коммуникации и недооценки в Украине значение затронутой темы для Польши. Единичные попытки, подобные публикациям «Дня», принципиально ситуацию изменить не могли. Теперь мы должны не нагнетать страсти, а ликвидировать последствия, ибо в противном случае обоим народам придется вспоминать слова Тараса Шевченко «Польша упала и нас завалила». На этот раз падение Украины будет означать превращение независимости Польши в фикцию.
Было бы очень хорошо также понять для самих себя - идеология ОУН-УПА ориентировалась на борьбу за независимость в состоянии подполья, оккупации. Кроме того, это идеология тоталитарной эпохи со всеми последствиями. Это то, к чему стремится современная открытая, демократическая Украина, или это прошлое? Иными словами, нам следует быть осторожнее и взвешеннее в выборе политических фигур и ориентиров. Хотя бы для того, чтобы не понадобилось возрождать подобную идеологию снова - в условиях оккупации.
Тем более, что часть украинских олигархов, которые по своей сути представляют компрадорский капитал, может быть заинтересована в ликвидации украинской государственности, если получит гарантии своего будущего в новых обстоятельствах. Собственно, сама по себе олигархия - это плохо, потому что означает слабую коррумпированную страну, в которой граждане презирают власть. Пока олигархия будет доминировать в Украине - Кремль может спать спокойно.
События последних месяцев вдохновляют не только на тревожные мысли. Реформы в Украине, пусть медленно, такие идут: приходят новые люди к управлению государством, в стране есть премьер, который не боится брать бремя непопулярных, но необходимых решений на себя, набирает обороты реформа местного самоуправления, что-то сдвинулось в прокуратуре и других правоохранительных органах, наконец мы видим какую-то активность в противодействии коррупции.
Пожалуй, больше всего боятся московские небожители успеха реформ в Украине. Будут оказывать сопротивление они всеми возможными средствами, опираясь на возможности выявленной агентуры и обычные человеческие фобии. И ресурсы нашей воинственной соседки не безграничны. Недавно Министерство финансов России заявило о намерении снизить межбюджетные трансферты субъектам федерации в 2017 г.. на 15,5%. Известный российский регионознавец Наталья Зубаревичговорит о длительном вязком кризисе практически во всех отраслях экономики и депрессии в региональном измерении. Вероятно, добавим от себя, что неумолимое обострения кризиса станет опасным моментом - Москве придется решаться на какие-то действия. Сейчас Президент России похож на Гитлера, который ждет нового оружия и готов ее применить.
Украине придется довольно быстро измениться, чтобы устоять. Успешной стране никакие марионеточные правительства не смогут помешать.
Владимир Бойко, Чернигов