О Эхо, оазис, Осирис!
Газпромовское «Эхо Москвы» собрало весь ранний и поздний цвет российской интеллигенции, смеющей рассуждать отлично от Кремля. А значит, здесь на радио – отличная компания. Гвардия некогда сильной сми-армии, сдавшей узурпатору Москву вместе с Россией. Оплот всего невостребованного родиной. Островок суверенной свободы слова. На нем по-прежнему ведутся неравные бои с тенями прошлого и железный акционер с обманчивой внешностью Асисяя все еще отдается «Эху».
Их по-прежнему приятно слушать. Умные люди, справляющиеся с медведем общественного мнения, способны профессионально сунуть голову в его пасть, оставаясь невредимыми. Ведь «Эхо» – оазис, где хищники и травоядные пожирают только эфирное время. Правда, барабанные перепонки россиян уже не воспринимают частоты «Эха» и сильные разумом, как киты, обмениваются информацией с себе подобными лишь в мировом океане. Русский мир их не слышит. От этого рейтинг исключительности поднимается. Ведь на любых рынках, не только медийном, редкие экземпляры ценятся дороже. Прекрасна никогда не выходящая из себя и монолога Юлия Латынина. Еще востребован прокиевский москвич Матвей Ганапольский. Очарователен, пропитанный никотином и цинизмом Александр Невзоров. Как надежный «максим» строчит метафорами Михаил Веллер. Конформистский в прозе и беспощадный в стихах здесь мечтает о будущем Дмитрий Быков… Сколько имен! Столько несовпадающих мнений, хотя многие и «долгое эхо друг друга».
И вдруг, в тихом омуте плюрализма образовался стрежень единомыслия. Блогеры и комментаторы, хозяева и приглашенные эфирного дома осудили нечто невообразимо дремучее, пещерное и примитивное, до чего никогда не опускался эховский интеллект. Парящие над Россией орлы «Эха» всегда игнорировали ползающих по греховной земле гадов вроде Проханова, Дугина, других пресмыкающихся с низким IQ. Расклевывать беспозвоночных им тем более не в жилу и доблесть. Но вот случилась перемена настроения, и все, от хорошего государственника Алексея Венедиктова до плохого анархиста Сергея Шнурова, принялись развенчивать «Долгое государство» Владислава Суркова, вывешенное боксерской грушей на сайте «Эха» для подтверждения плюралистической линии.
«Что-то тут не сходится», – так и просится здесь фраза лейтенанта Коломбо. «Зачем человеку идти на рынок, покупать там три фунта солонины и два кочана капусты, а затем приходить домой и отрезать себе голову?»
Зачем чеченскому парню, выбившемуся в верхи российского истеблишмента благодаря умению торговать дорогими шмотками, выходить на рынок с нестиранным чепчиком кухарки? И зачем державшимся за руку Суркова в одном с ним хороводе больно бить по запястью признанного кукловода?
Не попахивает ли это мифом об Осирисе, который, как известно, символизирует сельскохозяйственные циклы в древнем Египте. Похороны – сеяние зерна, воскрешение – появление всходов, убийство – жатва, после которой – снова сеяние. Сурков ведь уже не раз прорастал на кремлевской почве, что «Эху» известно лучше, чем нам. А значит «Долгое государство» (нескончаемая пластинка путинского пения), вовсе не стандартное лизоблюдство подхалимов от идеологического фронта, а расчетливая критика абсурда. Сурков ведь не дурак. Знает, например, чем обернулось недавняя признательность Джастина Трюдо Фиделю Кастро. Всей Канадой славили команданте за его «добрые» дела, перечисление которых зарыло режим глубже, чем покойного. Похвала часто лишь удобная форма осуждения. Особенно там, где критика настораживает, а лесть успокаивает.
«Эхо», которое доносит нам голоса из мира Осириса, ничего не делает, ни за, ни против кремлевской власти, как и сам Андарбек Дудаев он же Владислав Сурков, представляющий глубинную бездну путинского государства для себя и всеобщего обозрения. Важно не содержание статьи и ее критики. Все дело в цикле появления информационного повода. Что это, засевание, прорастание или уже жатва?