Перейти к основному содержанию

О политике и религии

Из истории отделения церкви от государства
19 апреля, 17:59

Пожалуй, наиболее примечательная особенность президентской инициативы о создании в Украине единой православной церкви (которая, по заверениям гаранта, должна получить канонический статус от Константинополя) - это то, как подобная политика сочетается с принципом отделения церкви от государства.

С одной стороны, мы видим прямое политическое вмешательство в религиозные дела, с другой - есть мнение, что при формальном отделении церкви от государства власть может или даже должна влиять на конфессиональную ситуацию в стране с целью обеспечения национальной безопасности.

В связи с этим интересно обратиться к истокам и, проводя исторические параллели, посмотреть, а какие, собственно, были аргументы противников и сторонников разведения политики и религии во Франции - стране, где впервые в мире в 1905 году был принят закон, который положил начало процессу полного отделения церкви от государства.

СПРАВКА

Согласно этому закону, французским гражданам было гарантировано право на труд без указания принадлежности к той или иной конфессии. Республика больше не финансировала и не субсидировала церковь.

Несмотря на возражения папы Пия Х, все имущество католиков и все связанные с ним обязательства передавались различным религиозным ассоциациям верующих. Священники, которые их обслуживали, были отправлены на пенсию за государственный счет.

С поправками 1908 года объекты религиозного наследия Франции перешли в государственную собственность, при этом Католическая церковь получила право вечного безвозмездного пользования. Это, по сути, было исключением из статьи, которая запрещала финансирование религии.

Перед принятием закона идея с отделением церкви от государства разделила французскую общественность на два лагеря.

КАКИЕ БЫЛИ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВНИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА?

1. Это решение приведет к гражданской войне.

2. Такая реформа вызвана ненавистью к католицизму и стремлением уничтожить католическую церковь во Франции.

3. Нельзя судить о нации по небольшому числу людей, живущих в крупных городах. Наряду с ними есть большинство населения, которое гораздо более восприимчиво к впечатлениям, чем к абстрактным принципам, без религиозной узды готовое на любые беспорядки, выступления против власти и аморальные поступки.

4. Разрыв с Ватиканом нанесет вред Франции во внешнеполитической сфере, в частности, приведет к отмене Французского протектората на Востоке.

5. Конкордат (договор между Папой Римским и определенным государством, регулировал правовое положение Католической церкви в данной стране) является силой, сдерживающей обе стороны, гарантией единства как католиков, так и Французского государства.

6. Конкордат позволял государственной власти удерживать в рамках закона огромный социально-политический потенциал Католической церкви, ее прихожан-католиков и многочисленных существующих при ней организаций и групп верующих.

7. Конкордат ставил на один уровень католиков, иудеев и протестантов во Франции, поэтому говорить о препятствовании режимом Конкордата свободе вероисповедания было бы необоснованным.

8. Отмена финансирования Католической церкви будет несущественной экономией, а потери в итоге будут огромными. Это субсидирование больше необходимо самому правительству, которое получает определенный рычаг влияния на церковь.

9. Заявленное полное прекращение финансирования духовенства из бюджета будет фикцией, так как у Католической церкви достаточно влияния, чтобы влиять на конкретных чиновников для выделения средств приходским священникам.

10. Вынужденное повышение цен на религиозные услуги, ранее часто бесплатные, Католическая церковь станет повсеместно называть следствием репрессивных действий государства.

11. Обсуждаемый вопрос не носит насущного и актуального характера, есть гораздо более важные проблемы и направления реформ, достойные стать предметом рассмотрения власти, чем вопросы деятельности священников.

12. Свобода, данная Католической церкви, не приведет ни к чему хорошему. Единственная свобода, желанна ею, - это бесконечно приказывать и навязывать всем свою волю.

КАКИЕ БЫЛИ АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА?

1. Конкордат сразу же ограничил Католической церкви во Франции всякую свободу действий. Образцом должна считаться церковь времен апостолов, которая не вмешивалась в политические игры и аферы, была свободна от рабства перед государством, уделяя все свои силы нравственному воспитанию своей паствы и заботе о ней.

2. Конкордат обусловливает возможность вмешательства государственной власти, в значительной степени атеистической, в такие вопросы и сферы чисто религиозного и сугубо личного характера, в которые она не имеет права вмешиваться в принципе.

3. Очевидный определенный отход от веры и внутрицерковный кризис. Политическая деятельность Римской церкви привела к росту злоупотреблений и, как следствие, недовольств. Виновата в этом внешняя земная организация церкви, которая все больше превращается в бюрократический аппарат. Христос завещал совсем не такую церковь, которая состояла бы из священническо-иерархических кланов или каст, тесно связанных с государственными институтами.

4. Конкордат необоснованно ограничивает свободу слова и общественной деятельности священников. Его отмена позволит им более эффективно работать на благо Католической церкви, превратиться из бюрократов в подвижников веры.

5. Отмена конкордата положительно повлияет на священнический корпус. Священники, лишившись жесткой опеки государства, вынуждены будут бороться за паству.

6. Отмена государственного финансирования не нанесет катастрофический удар по католической церкви во Франции, так как французские верующие в состоянии содержать общины, поскольку имеют достаточно веры, чтобы утолять настоятельную потребность в духовном общении с церковью.

7. Для предоставления необходимого Католической церкви влияния на общество у священников и так есть все условия, без вмешательства и навязывания со стороны государства. Для этого достаточно демократических свобод и демократических институтов.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Возвращаясь в сегодняшнюю украинскую реальность, припоминается еще один тезис о взаимоотношениях церкви и государства, высказанный в свое время английским историком Генри Боклем: «Религия, которая не поддерживается правительством, обычно проявляет большую живучесть, чем та, что поддерживается».

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать