Один взмах ладони

Объявленный в воскресенье поход на Межигорье поставил меня в сложное положение. С одной стороны - выездная акция, равных которой еще в истории нашего протеста не было, еще и точка сбора у меня под домом, возле метро «Героев Днепра». С другой - сам вид заполненного Майдана поднимает настроение и укрепляет боевой дух на несколько дней. Проверено.
На «Героев» или на Майдан? На Майдан или на «Героев»? В 12:00 выхожу из двора и вижу массу машин с желто-голубыми лентами и флагами на соседнем паркинге, толпа майдановцев возле станции, и вопросы отпадают: не надо на Майдан, потому что Майдан уже здесь.
Погода - настоящий подарок, непрерывный триумф света и светло-бирюзового декабрьского неба, которое обычно увидишь редко. Волонтеры-автомобилисты придумали остроумно: наклеили на машины или держат в руках таблички с «шашечками» и надписью «Такси до Межигорья. Тариф 0.00 гривен». Меня подбирает Евгений Сергеевич. Пожилой мужчина, спокойный, неразговорчивый. С нами еще трое пассажиров. Топчемся от нетерпения. Время идет, людей становится больше, сколько можно ждать? Пока доедем, солнце сядет. Одним словом - революционная организация.
В 13:00 все-таки отправляемся. На повороте у «Героев Днепра» машина ГАИ, имея полную свободу маневра, вежливо пропускает нас, вызывая у всех неподдельный восторг.
У нашей колонны не видно ни головы, ни хвоста. Евгений Сергеевич замечает:
- Межигорье только в 10 километрах. В обычные дни до него можно добраться за 15 минут.
Но сегодня день необычный, дорога переполнена, поэтому едем медленно. По обочине идут особо выносливые демонстранты. За окном проплывает мойка «Веселые шланги». В чистом поле женщина с большой черной собакой машет украинским флагом. У коттеджного поселка, словно в насмешку названного «Итальянский квартал» (неужели такую монотонную скуку действительно считают престижным жильем?), стоят несколько охранников в униформе, один из них - с небольшим европейским флагом.
Евгений Сергеевич - челюстно-лицевой хирург. На Майдане не стоит: нет времени из-за работы, но продукты регулярно завозит. Попутчиков на заднем сиденье зовут Виктор, Геннадий и Антон. Виктор - студент-экономист КНУ имени Шевченко. Геннадий - средних лет самолетостроитель по образованию, оканчивал знаменитый Харьковский авиационный институт. Антон пробовал разные занятия, даже учился на сомелье, но все еще «ищет себя». На вопрос, кто откуда, Евгений Сергеевич отвечает:
- Я из Донецка.
И добавляет, вызвав взрыв хохота:
- Только без рук!
Оказывается, что все живем в Киеве, но родились в других местах: Антон из Звенигородки Черниговской области, Виктор из Ровно, Геннадий из Подолья. Вся страна съехалась. Геннадий самый разговорчивый и обо всем имеет свое мнение, Евгений Сергеевич вставляет слово редко, но метко, молодежь преимущественно слушает. Едем больше часа, успеваем обсудить текущую ситуацию, перемыть кости оппозиционным политикам, поболтать о Сальвадоре Дали, Энди Уорхоле, Казимире Малевиче и даже Джексоне Поллоке.
Между тем, как отрицание самого представления об искусстве, за правым бортом всплывает ужасный кирпичный замок, сляпанный как отражение комплексов какого-то нувориша. Размеры и безвкусица равно грандиозные, вишенкой на торте - построена при входе часовня для неискреннего замаливания явно многочисленных грехов.
Возле Новых Петровцев останавливаемся окончательно среди десятков других машин. С обратной стороны знака на повороте с трассы золотой (!) краской написано «волчье логово».
Дальше - только пешком, с шутками и музыкой, под солнышком. Раз за разом проносятся велосипедисты с Веломайдана. Обгоняем отца, который бережно помогает двум малышам ехать - одному на детском «велике», другому на самокате. Такой серьезный патруль. Менее дружественная троица - массивные мужики в одинаковых черных куртках, штанах, шапочках, один с камерой снимает демонстрацию, когда я снимаю их, сразу отворачиваются.
Наконец, упираемся в милицейский кордон. Еще один знак, на столбе: «300 метров» - и красный прямоугольник тупика. Точно. Только тупик не у нас.
Убогость предпоследней линии обороны бросается в глаза. Какой-то оборванный грузовик, жалкие микроавтобусы, между ними замерзшие милиционеры в черном, «Беркут», как всегда, прячется за их спинами, дальше пустая полоса - те же триста метров - и наконец под золотой несуразицей ворот - еще одно скопление служивых.
Митингуем в свое удовольствие. Среди флагов бросается в глаза сине-желтое знамя с названием «Нуминор» - это одно из эльфийских царств у Толкина. Да, Мордор рядом, правда, наш неповоротливый Черный Властелин бежал в горы, и перстня всевластия у него нет, и орки у него неубедительные, да и не орки это вовсе, а простые смертные, преданность которых имеет вполне достижимую границу.
Майдан еще не нападал. Просто размял мышцы. Протянул огромную ладонь и, даже не сжимая ее пока в кулак, помахал ею. Есть ли там кто-то за дурацкими золочеными решетками - не имеет значения, потому что этот взмах хорошо виден всей Украине. Мы уже здесь. Мы знаем теперь дорогу сюда. Мы знаем, где ты живешь.
В веселом смятении теряю своих попутчиков, но случайно встречаю старых друзей. У них есть место в машине. Возвращаясь на стоянку, проходим мимо двух крепких улыбающихся парней. Один - с лопатой, другой - с вилами.
И не надо никаких слов.
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Межигорье - Новые Петровцы – Киев