Перейти к основному содержанию

Одиссея полковника Егорова

27 апреля, 18:24

Полковник ФСБ Игорь Егоров, который, по версии следствия, завербовал генерал-майора СБУ Валерия Шайтанова во время одного из его многочисленных визитов в Россию в рамках рабочей группы по борьбе с терроризмом, как и следовало ожидать, оказался обладателем богатой спецслужбистской биографии. Как выяснило расследование The Insider, Bellingcat и Der Spiegel, именно Игорь Егоров скрывался под позывным «Эльбрус» и наряду с сотрудниками ГРУ Олегом Иванниковым и Николаем Ткачевым был одним из  кремлевских кураторов на Донбассе в ходе российской агрессии 2014 года. Он также оказался фигурантом дела о сбитом «Боинге» MH17. Якобы The Insider и Bellingcat установили личность «Эльбруса»-Егорова около года назад, но не успели опубликовать соответствующую статью до ареста Шайтанова.

Егоров родился в 1962 году в городе Стаханов Луганской области. Служил в спецподразделении «Вымпел» ФСБ, дослужился до полковника, после чего значился вице-президентом ветеранской организации «Вымпел-В», но на деле оставался действующим сотрудником, о чем свидетельствует тот факт, что вплоть до 2019 года он пользовался своим паспортом на имя Игорь Семенов. В 2014 году он участвовал в операции по захвату Крыма и был награжден медалью «За возвращение Крыма». А в июле 2014 года Егорова отправили на Донбасс для прекращения внутренних конфликтов между разными группировками пророссийских боевиков и централизованного руководства ими. Один штаб был создан в Краснодоне под руководством генерал-майора Николая Ткачева («Дельфина») и высокопоставленного офицера ГРУ Владимира Иванникова («Ориона»), а другой в Луганске во главе с Егоровым («Эльбрусом»).

Из перехваченных СБУ разговоров можно было понять, что «Эльбрус» служил в «Вымпеле» (подразделение Центра специальных назначений ФСБ). И именно «Эльбрус», которого боевики знали как «советника из ФСБ», перевез в Россию захваченную в плен Надежду Савченко. Но Егоров был не просто советником, а занимался оперативным руководством спецоперациями (но не боевыми действиями) на оккупированных территориях. Вот что говорилось о нем в перехвате от 16 июля 2014 года: «Сейчас поеду к Эльбрусу определяться, что там, как выходить, все это остальное… А он так, я его не знаю, но он вымпеловский хлопец, бл*. Б*я, он с моими друзьями, которые меня, в тот же отдел, в который меня тянули, он в том отделе, но это так предварительно. Он так нормально вообще?

— Ну, я с ним общаюсь, вроде как нормально.

— Да он какой-то, бл*ть, как начинает это, вокруг да около, быстро, быстро все, бл*ть, никогда ничего не оценит так толком, все бегом, бегом, бл*ть.

— Ну слушай, что ты так задалбливаешь, в конце концов? Они что, приспособлены к общевойсковому бою, они что, понимают что-то в этом? У них же специальные задачи, они другого ничего не понимают».

Совместная расследовательская группа (JIT), занимающаяся расследованием дела о сбитом «Боинге», также включила «Эльбруса» в число фигурантов дела как представителя российского военного командования, назначенного Москвой и прибывшего в зону боевых действий ровно в те дни, когда туда был доставлен и «Бук», из которого был сбит «Боинг». То, что в середине июля 2014 года Москва прислала своих военных для руководства боевыми действиями, признавал в интервью The Insider и Игорь Гиркин (Стрелков). Сомнения тут вызывает только утверждение, что «Эльбрус» был представителем российского военного командования. Ведь, как следует из процитированного выше перехвата, военного руководства боевиками Егоров не осуществлял. Можно предположить, что он курировал только спецоперацию по доставке «Бука» в Донбасс и обратно в Россию. Но официально по делу «Боинга» обвинения Егорову не предъявлялись.

Как показал сделанный The Insider и Bellingcat анализ перелетов Егорова, в 2014—2015 годах он постоянно летал в города, где находились российские центры координации операций на Донбассе: Ростов, Краснодар Симферополь (по тем же маршрутам передвигался и Олег Иванников («Орион») из ГРУ). Расследователи проследили перелеты Егорова за последние 5 лет и обнаружили, что он совершал поездки практически каждый месяц. Чаще всего — в Германию (12 поездок с 2014 года), причем обычно во Франкфурт, реже в Мюнхен и Гамбург. Кроме того, Егоров часто летал в Хорватию, Францию и Черногорию, неоднократно посещал Тель-Авив, бывал в Иордании, Сингапуре, Италии и Болгарии. «Судя по частым поездкам Егорова в Грозный, «чеченское» направление его работы было не менее важным, чем украинское», - полагают расследователи. Известно, как минимум, еще одно убийство в Европе, очень напоминающее покушение на убийство Осмаева, организованное Егоровым и Шайтановым. Это убийство чеченского беженца Хангошвили в Берлине. В этом случае киллер Вадим Красиков-Соколов тоже ранее служил в «Вымпеле» и был связан с ветеранской организацией «Вымпела». И Осмаева, и Хангошвили Кремль обвиняла в террористической деятельности, однако никаких подтверждений их причастности к каким-либо терактам или связей с ныне действующим исламистским подпольем публично не приводилось.

Весьма показательно, что полковник ФСБ без труда дважды получил четырехлетнюю шенгенскую визу под туманным предлогом «посещение друзей и родственников» и до 2019 года ни разу не привлек к себе внимание европейских спецслужб. Уже после того, как Егоров оказался подозреваемым в Украине как организатор покушения, он спокойно посетил Германию в феврале 2020 года. Создается впечатление, что до скандала с отравлением Скрипалей, да и после этого, спецслужбы Германии и других европейских стран смотрели на деятельность Егорова сквозь пальцы. Украина предупреждала немецкие спецслужбы о визите Егорова в феврале, но Германия не арестовала его, возможно, не желая нового скандала с Москвой. В марте Егоров снова должен был прилететь в Германию — и в этот раз немцы уже будто бы готовы были его задержать, но он отменил поездку, то ли из-за карантина, то ли потому, что почувствовал опасность для себя. После того, как стало ясно, что Егоров в Германию не поедет, СБУ арестовало Шайтанова.

Теперь можно не сомневаться, что в Украину, в Европу, равно как в США, Канаду и другие западные страны Егоров больше никогда не поедет. Вопрос сейчас в другом, оставят ли его в живых его российские начальники после публичного разоблачения его деятельности. Думаю, что его судьба пока что выглядит счастливее судьбы Петрова-Мишкина и Чепиги-Боширова. Все преступления, в которых его роль более или менее доказана, Егоров совершил в Украине. А Украину в Кремле считают своей вотчиной, на которую не распространяются даже минимальные правила приличия, которые российские резиденты худо-бедно пытаются соблюдать в странах Европы. Из коллег Егорова, засветившихся только в Украине, пока что ликвидировали двух спецназовцев ГРУ Евгения Ерофеева и Александра Александрова, которые, попав в украинский плен, рассказали много лишнего, так что по возвращении из плена, по крайней мере, Ерофеева  (а может, и Александрова), не стали оставлять в живых. И, судя по всему, Егорова не знал предположительно бежавший в Англию генерал ГРУ Демин-Федотов. Если до Игоря Егорова не дотянется рука украинского правосудия, он пока что может спать спокойно. И даже совершать заграничные поездки – в Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье. ДНР и ЛНР. Опасность его жизни будет угрожать только в том случае, если вскроется его причастность к каким-либо громким покушениям в Европе. Ну, или в Израиле.

Борис СОКОЛОВ, професор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать