Перейти к основному содержанию

Осень Путина?

22 марта, 16:32

В России пока что неспешно развертывается президентская предвыборная кампания. Хотя выборы будут еще только через год (их собираются приурочить к четвертой годовщине аннексии Крыма, 18 марта 2018 года, и в Думу уже внесен соответствующий закон), мало кто уже сомневается, что Путин пойдет на четвертый срок.

Очевидно, заявление о намерении выдвигаться последует со стороны нынешнего президента только незадолго до старта официальной президентской кампании. А куда, в самом деле, Путину спешить? Государственная пропагандистская машина и так работает на максимальных оборотах для создания его светлого образа. Помешать выдвижению Путина может только какой-нибудь гигантский социальный катаклизм, признаков которого в России не видно. Выдвижение Медведева, само по себе маловероятное, имело бы какой-то смысл только в случае, если бы появились реальные надежды на отмену экономических санкций. Тогда бы избрание Дмитрия Анатольевича, имевшего в бытность свою марионеточным президентом репутацию (вряд ли заслуженную) либерала и прозападного политика, могло бы смягчить и Вашингтон с Лондоном, и Париж с Берлином.

Однако надежды, которые в Кремле питали на избрание Трампа, как кажется, пошли прахом. Антироссийские санкции новый американский президент отменять не собирается, зато собирается воевать с Северной Кореей. Или делает вид, что собирается. В Москве видят в Ким Чен Ыне родственную душу и решительно бросаются на его защиту. Российская критика намерения Трампа разместить в Южной Корее противоракеты для нейтрализации угрозы с Севера напоминает времена разгара «холодной войны».

Раз новой разрядки напряженности с Западом не предвидится, у Путина нет никаких сдерживающих факторов. Он, похоже, не чувствует, что элита от него устала, да и народ от несменяемого лидера все больше устает. Помощники Путина, однако, это чувствуют, поэтому лейтмотивом уже фактически ведущейся президентской кампании стало утверждение, что Путин действительно будет выдвигаться на четвертый срок, но этот срок уж точно будет последним.

Да кто б сомневался! В 2024 году, когда должен будет закончиться его четвертый срок, Владимиру Владимировичу стукнет 72 года. Возраст, конечно, почтенный, но по сравнению с возрастом ныне царствующей британской королевы Елизаветы или только что скончавшегося американского миллиардера Дэвида Рокфеллера – сущие пустяки! И вряд ли Путин рискнет уйти из политики даже тогда. Скорее всего, будет разыграна комбинация дуумвирата 2008-2012 годов, только на этот раз послушный Медведев, при Путине-премьере, просидит два полноценных президентских срока по шесть лет. А в 2036 году нынешнему президенту будет уже 86 лет. Тут неизбежно встает вопрос, доживет ли Путин до этого возраста, а если доживет, то позволит ли здоровье баллотироваться в президенты в пятый раз. Тогда Путин будет слишком напоминать Хосни Мубарака и Роберта Мугабе.

В многочисленных утечках в прессу не скрывается, что президентские выборы 2018 года должны стать максимально демократическими по форме и гарантирующими победу Путина с подавляющим перевесом голосов по содержанию. На создание демократического фона направлено и освобождение посредством помилования некоторых второстепенных политических заключенных, посаженных по «резиновым» статьям об экстремизме. В Госдуме, явно с одобрения Кремля, готовятся внести поправки в закон о митингах, облегчающий их проведение. Надо же создавать демократический фасад для Запада. В то же время, продолжаются игры вокруг Алексея Навального. Вероятно, в Кремле еще не приняли окончательное решение, допускать ли Навального к выборам. Поэтому его уголовные дела то закрываются, то открываются вновь.

С одной стороны, участие в выборах одной из видных фигур внесистемной оппозиции должно в значительной мере легитимизировать победу Путина и показать всему миру, что выборы были действительно свободными и демократическими. Навальный популярен лишь в очень узких слоях населения, так что шансов, что он победит, все равно нет. Но, с другой стороны, власти очень не хотелось бы допускать оппозиционера-разоблачителя к телевизору, что так или иначе придется сделать, если позволить Навальному участвовать в президентских выборах. Еще неизвестно, какой эффект на избирателей произведет его появление на телеэкране с гневными филиппиками против «партии жуликов и воров» и ее лидеров, причем с конкретными компрометирующими фактами, которые будет довольно трудно опровергнуть. Поэтому, скорее всего, Навального к выборам не допустят, но произойдет это лишь незадолго до официального старта предвыборной кампании. Необходимо, чтобы у избирателей как можно дольше сохранялись иллюзии, что выборы будут свободными и честными.

В то же время, ближе к выборам у Путина могут возникнуть серьезные проблемы. К тому времени должен практически иссякнуть резервный фонд. Возможность же его пополнения может быть ограничена политикой новой американской администрации, расконсервировавшей ряд энергетических проектов и ставящей своей целью минимизацию зависимости США от импорта энергоносителей. А это, несомненно, будет вызывать понижение цен на нефть и газ. Также бремя содержание Крыма и оккупированной части Донбасса, особенно в условиях разрыва экономических связей последней с Украиной, будет все сильнее давить на российскую экономику и может спровоцировать экономический кризис как раз к выборам.

И если выборы пройдут в условиях начавшихся массовых невыплат зарплат и пенсий, что заставит людей выйти на улицы, их исход может стать непредсказуемым, несмотря на, казалось бы полный контроль властей за процессом и результатами голосования. И вряд ли вызванное экономическим кризисом недовольство удастся перебить успехами на фронте «собирания русских земель», как это было в случае аннексии Крыма.

Сейчас Путин ясно обозначает намерение полностью оторвать оккупированную часть Донбасса от Украины, чтобы если не аннексировать формально данную территорию, то создать из нее новое Приднестровье (или даже Абхазию с Южной Осетией), с возможным признанием Россией псевдонезависимых ЛНР и ДНР. Не исключено, что это собираются выдать за новую победу Путина, которая должна будет гарантировать ему успех на выборах.

Однако нельзя быть уверенным в том, что Путин пойдет на подобный сценарий. В этом случае неизбежным будет ужесточение санкций и утяжеление бремени содержания марионеточных республик Донбасса. Тут может быть кратковременный эффект «осажденной крепости», очень полезный накануне выборов. Но вскоре после выборов это все равно спровоцируют социально-экономический кризис, если его и удастся оттянуть подобными действиями.

Главное же, непредсказуемой остается реакция новой администрации США. С такими темпами, как сейчас, Трамп вряд ли определится с внешней политикой ранее середины своего первого срока. А поскольку американская реакция может быть чрезвычайно жесткой, это ограничивает возможности Путина по части внешнеполитических авантюр.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать