Осознание угрозы
«Он был неженка. Он так боялся боли, что при малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, а все надеялся на лучшее. Когда при нем душили его любимую жену, он стоял возле да уговаривал: потерпи, может быть, все обойдется!»
Евгений Шварц. Обыкновенное чудо
Эту статью стоит начать с загадки: когда слабый сильнее сильного? Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой. И всё же для его пояснения приходится писать весь дальнейший текст.
Для НАТО в наши дни вполне естественно серьёзно и взвешенно оценивать степень военной угрозы со стороны РФ. Если Россия напала на Украину, то откуда может взяться уверенность, что она не нападёт на другие европейские страны? Пусть даже такого намерения у Москвы и нет (что вовсе не факт – осенью 2013 года почти любой украинец побился бы об заклад, что Россия не собирается захватывать Крым), но ведь в политике важны не намерения, а возможности. Их и следует оценить в первую очередь.
Оценка выглядит неутешительной. Вот к каким выводам пришёл американский генерал Стивен Шапиро: «Если вы сможете добраться туда (к месту предполагаемого российского вторжения в Европу – И.Ф.) через 45 дней, вы просто опоздали на битву». А прежний командующий американскими войсками в Старом Свете Бен Ходжес ещё более категоричен: «Необходимо иметь возможность двигаться так же быстро или быстрее, чем РФ, чтобы быть эффективной сдерживающей силой». Последнее высказывание, увы, слишком красноречиво. Если что-то «необходимо» - значит, сейчас этого нет.
Стоит обратить внимание, что все эти слова принадлежат американским военным. Как известно, сейчас именно Соединённые Штаты представляют собой главную силу Альянса. Коль скоро эта держава признаёт, что с отражением российской агрессии у неё возникнут сложности, следовательно, у Европы дела в этом плане обстоят ещё хуже.
Речь идёт вовсе не только о нашей стране, тем более что она уже и так стала жертвой нападения и понесла территориальные потери. Представим себе, не дай Бог конечно, что российские войска целиком заняли Украину (увы, и такой вариант не следует исключать из рассмотрения). В этом случае перед ними открываются и Польша, и Румыния, и Словакия, и Венгрия. Есть ли у кого-то уверенность, что силы НАТО смогут остановить их хотя бы в одной из этих стран? Если же РФ начнёт вторжение с территории Беларуси (можно ли гарантировать, что такой вариант совершенно исключён?), тогда она располагает гораздо более обширными возможностями.
Неудивительно, что для западного мира настало время бить тревогу – пускай хотя бы сейчас, на пятом году российской экспансии. И тревогу в самом деле бьют – но делают это американцы. Они указывают на серьёзные проблемы в обороне НАТО и призывают решить их.
Большинство европейцев же по-прежнему делают вид, будто всё в порядке. С самого 2014 года они уговаривают Украину: «Потерпи, может быть, всё обойдётся!». Можно предположить, что сейчас вновь повторяется ситуация конца 1930-х годов, и политика «умиротворения агрессора» по-прежнему в ходу – невзирая даже на то, что агрессор не выказывает никакого желания умиротворяться.
Однако всё же прошлое никогда не воспроизводится в полной мере. Политики вынуждены учиться на ошибках своих предшественников, и предстоящий в июле саммит НАТО, судя по всему, должен решить многие вопросы защиты Старого Света от России. Сейчас об этом можно разве что гадать, но ясно одно: предстоит обсуждение серьёзных вопросов.
Между тем, подоспела ещё одна новость: хотя Украина и не состоит в НАТО, однако её президент Пётр Порошенко приглашён к участию в саммите. Из всех современных европейских стран только Украина имеет богатый опыт войны с Россией. Не так уж важно, признавать её своей или нет – если придётся отбивать российское нападение, обойтись без участия Украины будет сложно. Так что в данном случае сближение НАТО и Украины – не добродетель, а всего лишь нужда. Но в такой ситуации, как сейчас, выбирать особо не из чего. И всегда стоит держать в уме, что в случае гипотетического конфликта России и НАТО на европейском континенте именно нашей стране придётся тяжелее всего. Новость не из приятных, однако к подобным вещам желательно готовиться заранее.
Вероятно, теперь читатель и сам нашёл ответ на загадку. Слабый сильнее сильного тогда, когда сильный не готов использовать свою силу. К сожалению, Западная Европа как в 2014 году, так и сейчас демонстрирует такую неготовность (хотя силами располагает далеко не маленькими, и уж, во всяком случае, превосходящими российские) – и тем самым подталкивает РФ к дальнейшей агрессии.
Тем не менее, подвижки налицо – вопрос только в том, достаточные ли. Ещё в начале июня поступила новость, что в дополнение к имеющимся в Европе 20-тысячным силам быстрого реагирования создаются новые войска численностью 30 тысяч человек. И вступить в бой они будут готовы в течение месяца, что всё-таки превышает обозначенный генералом Шапиро 45-дневный срок. Не исключено, что на июльском саммите пойдёт разговор и о мерах более значительных, и, возможно, о дальнейшем сближении с Украиной.