Перейти к основному содержанию

«Открытие Америки»

25 сентября, 10:32

На днях вице-президент США Джо Байден призвал президента Петра Порошенко активнее проводить политические и экономические реформы, иначе есть риск, что некоторые страны Евросоюза снимут санкции с РФ.

«Мы знаем, что если они (украинцы) дадут повод ЕС, есть, как минимум, пять стран, которые прямо сейчас могут сказать: «Мы хотим «выйти» из санкций против Москвы», — заявил Байден в ходе выступления в Совете по международным отношениям в Нью-Йорке.

Вице-президент США сообщил, что с начала кризиса он каждую неделю два-три часа разговаривает по телефону с украинским руководством, призывая настойчивее проводить реформы, а также «продавливает» в Германии, Франции и Италии идею не отменять санкции.

Также Байден предупредил Порошенко о необходимости выполнения Минских соглашений, чтобы не допустить обвинений в их провале.

Заявление американского вице-президента вызвало неоднозначные реакции в Украине. Соглашаясь с тем, что в стране должны активно проводиться политические и экономические реформы, многие выразили удивление, почему Байден привязывает ситуацию внутри государства к европейским санкциям, введенным против Кремля за нарушение территориальной целостности Украины.

Очевидно, Европа пока не собирается ослаблять экономическое давление на РФ, даже если украинская власть будет и дальше тянуть с реформированием. Ведь тем самым она пытается обеспечить прежде всего собственную безопасность и сохранение существующего миропорядка — что существеннее, чем конъюнктурно-экономические интересы.

Однако в случае с Украиной в некотором смысле США и ЕС оказались в патовом положении: снятие санкций с Кремля идет вразрез с западными интересами; в то же время пока нет более громкого, но вместе с тем маловероятного аргумента, чтобы подтолкнуть Киев активнее проводить реформы.

Еще одна вероятная причина не совсем логичного, с украинской точки зрения, заявления Байдена заключается, пожалуй, в том, что США практически ни разу не были в ситуации, подобной нынешнему российско-украинскому конфликту. Когда нужно давить на государство-агрессора, но при этом ломать голову, как заставить страну-жертву вылезать из политико-экономического болота.

Для Вашингтона — это, по сути, новый опыт. Здесь следует сделать экскурс в историю и посмотреть, в каких входных, промежуточных и выходных точках оказывался Белый дом, инициируя и поддерживая политико-экономическое давление против тех или иных внешних сил.

КНДР

После разделения Кореи на Южную и Северную в 1948 году и начала в 1950-м Корейской войны США распространили на КНДР «Закон экспортного контроля», «Закон о торговле с врагом» и «Расширение Закона о Конвенции о торговле», запрещающие экспорт, торговлю и торговый обмен, а также предоставление режима наибольшего благоприятствования Северной Корее.

После проведения в КНДР в феврале 2013 года ядерного испытания власти США ввели ряд санкций и заморозили активы трех граждан Северной Кореи, которые являются сотрудниками Tanchon Commercial Bank и Korea Mining Development Corporation, представляющие интересы страны в Китае.

Куба

Экономическая блокада Кубы со стороны США продолжается более 50 лет. По состоянию на март 2014 года, экономические потери от американской блокады для кубинских жителей составили 116,8 миллиарда долларов.

В 1996 году конгресс США в дополнение к эмбарго принял «Закон Хелмса-Бертона» о санкциях против иностранных компаний, торгующих с Кубой. С 1 августа 2009 года Вашингтон по инициативе Обамы приостановил на полгода действие закона. С этого времени президент США подписывает подобный указ каждые полгода.

Иран

В октябре 1979 года Белый дом заморозил все иранские авуары и золотые запасы в своих банках в ответ на захват американского посольства в Тегеране. Кроме этого, иностранные компании, которые нарушили ограничения, также попали под санкции.

В 2014 году США выборочно ослабили экономические санкции против Ирана. Корпорация Boeing получила от правительства лицензию на экспорт в республику запасных частей для коммерческих самолетов.

Ирак

После окончания ирано-иракской войны (1980-1988 годов) США запретили экспорт в Ирак оборудования, которое могло использоваться в военных целях. В 1990 году Вашингтон ввел торговые санкции против Ирака как страны, поддерживающей терроризм.

Американской закон с 1992 года запретил поставки оружия Ираку и разрешил введение санкций в отношении государств, вовлеченных в поставки «дестабилизирующих» вооружений Тегерану. В 2003 году президент США Джордж Буш отменил санкции, введенные против Ирака в 1990 году.

Китай

Белый дом ввел санкции против Китая после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3-4 июня 1989 года (тогда силой была прекращена серия демонстраций китайских студентов).

Для тотальной изоляции Китая Вашингтон предпринял целую серию мер по сворачиванию двустороннего сотрудничества с КНР. Они включали в себя приостановление всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, мораторий на любые поставки в КНР вооружений и военной техники.

До 1993 года США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию отношений.

Сирия

11 мая 2004 года Джордж Буш в соответствии с принятым Конгрессом законом ввел против Сирии ряд экономических санкций. Американский президент обвинил сирийское руководство в поддержке терроризма, оккупации Ливана, осуществлении программ по созданию оружия массового уничтожения, а также в подрыве усилий международного сообщества по стабилизации Ирака.

В мае 2014 года Барак Обама сообщил, что продляет на год действие санкций против Сирии. В частности, продолжается запрет на экспорт и реэкспорт ряда сирийских товаров, и США продолжат блокировать активы ряда сирийских чиновников, которые смогут обнаружить.

Беларусь

Американские санкции против Белоруссии впервые были введены в октябре 2004 года, когда был принят документ «Акт о демократии в Беларуси». Он содержал анализ белорусской политической реальности и законодательства. В одиннадцати пунктах описывались признаки авторитарности режима Александра Лукашенко.

В начале 2012 года на территорию США был запрещен въезд президенту Беларуси (Вашингтон не признает его легитимным главой государства), двум его старшим сыновьям и чиновникам — всего 157 человек.

Ливия

26 февраля 2011 года президент США Барак Обама подписал указ о введении односторонних финансовых санкций в отношении ливийского лидера Муаммара Каддафи, его правительства и членов семьи.

Согласно указу, замораживалась вся собственность и все банковские счета Каддафи, его правительства и четверых родственников, вводился запрет на любые банковские операции с правительством Ливии. Сумма замороженных активов составила 30 миллиардов  долларов.

24 февраля 2012 года президент США Барак Обама еще на один год сохранил часть американских санкций, введенных в отношении бывшего ливийского руководства.

Йемен

В ноябре 2014 года американское правительство ввело санкции в отношении бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха, а также лидеров хусит Абдаллы Яхии аль-Хакима и Абд аль-Халида аль-Хути, которые, по мнению Белого дома, участвовали в действиях, прямо или косвенно угрожающих миру, безопасности и стабильности в Йемене.

Их активы на территории США были заморожены, также им был запрещен въезд на территорию Соединенных Штатов. Кроме этого американским компаниям и частным лицам запрещается вести с ними какую-либо деятельность.

Россия

14 декабря 2012 года Барак Обама подписал закон об «акте Магнитского», предусматривающий введение визовых санкций в отношении предполагаемых нарушителей прав человека в России.

12 апреля 2013 года Минфин США опубликовал список из 18 представителей правоохранительных органов и судебной системы РФ, которым закрыт въезд в США и чьи американские активы заморожены.

А 17 марта 2014 года Вашингтон, не соглашаясь с действиями Москвы в ходе украинского кризиса, ввел санкции против высокопоставленных российских политиков. И здесь уже Белый дом оказался в качественно новой для себя «санкционной» роли: последовательно давить на нарушителя границ другого государства, заверяя страну-жертву, что реформирование ее политико-экономической системы — один из залогов продления европейских санкций. При этом давая понять, что Вашингтон, как бы там ни было, не будет сбавлять экономическое давление на РФ.

«Новый свет»

Между тем недавно уже в интервью The Atlantic Байден рассказал, что США добивались от Украины увольнения экс-генпрокурора Виктора Шокина, ставя это условием обещанного займа в размере одного миллиарда долларов.

«Петр, ты не получишь свой миллиард долларов. Ну ладно, ты можешь оставить генерального прокурора. Только учти, что в этом случае мы не будем платить», — якобы сказал Байден Порошенко.

The Athlantic подчеркивает, что американскому вице-президенту свойственно «прощупывать почву на предмет возможностей и оказывать давление на глав других стран, чтобы те действовали в обоюдных интересах своего государства и США».

Тут можно добавить только то, что таким образом в отношении Украины Вашингтон пытается прощупывать абсолютно неизведанную им почву. Собственно, «открывать Америку» — и отнюдь не в ироническом смысле этой фразы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать