Отрубят ли венгры «узел Орбана», соединяющий их с московией?
В следующее воскресенье в Венгрии состоятся очередные парламентские выборы. Это обыденное определение «очередные» явно умаляет их значение – нынешние выборы имеют шанс стать определяющими, на которых избиратель Венгрии или подведет черту под непрерывным 12-летним периодом правления путинского товарища В. Орбана, или выберет для своей страны нерадостную перспективу окончательного преобразования этой центральноевропейского государства в страну-изгой, за которым, вскоре, непременно последуют политическая изоляция и стагнация. Поэтому венграм за оставшиеся дни стоит стократ взвесить, стоит ли и дальше «привязывать» себя к раше тугим «узлом Орбана».
В эти дни многие как украинские, так и польские, чешские, словацкие дипломаты и аналитики выражают сожаление по поводу того, что венгры очень плохо учат и почти совсем не делают выводов из собственной истории, которая наглядно демонстрирует: выбирая себе союзников, венгры сознательно становятся на одни и те же грабли. Так было в Первой мировой – результатом которой стал унизительный для них «Трианон» и потеря чуть ли не двух третей территории, что до сих пор раздирает душу каждого «правдивого» мадьярского великодержавника. Справедливости ради следует заметить, что тогда у них особо и выбора не было – в формально дуалистическом Австро-Венгерском монархическом режиме «первую скрипку» все же играла Вена. Однако выразить с ним несогласие Будапешт даже не пытался.
Насколько нереально, настолько же безудержно рвение вернуть себе утраченные после «Трианона» земли побудили Венгрию во Второй мировой войне стать союзником нацистской Германии. Воинами венгры оказались никакими, но жестокими. Никто не забыл им ни расстрелов фактически безоружных защитников Карпатской Украины и пыток пленных украинцев в марте 1939-го, ни почти семи тысяч заживо сожженных гражданских жителей Корюковки на Черниговщине в марте 1943 года. В то же время, в реальных боевых действиях против советской армии на берегах Дона Венгрия фактически почти полностью потеряла свою военную элиту, а с ней – и обманчивую надежду на возрождение Великой Венгрии. А впоследствии – и реальный государственный суверенитет, превратившись в послевоенное время в бесправный сателлит московско-коммунистической империи. Отчаянная же попытка вырваться из лап кремля в 1956 году была жестоко раздавлена на мостовой Будапешта танками советского маршала Конева. Однако вспоминать эти страницы истории венгры очень не любят – их сознание захватили исторические мифы о военных победах времен вождя Арпада и князя Ференца Ракоци II.
Распад «империи зла» в 90-х годах прошлого века вызвал фиаско коммунистического лагеря в Европе и даровал венграм (как и чехам, словакам, полякам, румынам и другим членам промосковского «социалистического лагеря») новую попытку утвердить подлинную собственную национальную независимость. Но венгры снова наступили на те же грабли - стратегическим союзником, несмотря на вступление в НАТО и ЕС, снова выбрали себе очередное мировое зло - путинскую русляндию. Свободу и демократические европейские ценности выменяли на относительно дешевые газ, нефть и атомную энергетику от нацистов ХХІ века. В итоге – страна почти сплошь зависит от поставок российских энергоносителей.
Тщательно выстроенная на протяжении десятилетий политическая и экономическая зависимость от московии особенно рельефно проявилась в первый месяц войны Украины с ордой, когда заявления и действия руководителей Венгрии возмутили не только украинцев, но и весь демократический мир. Закономерным результатом такой политики стала токсичность нынешних венгерских политиков, с которыми за исторический, созданный еще в 1335 (!) году Вышеградский стол не желают ныне садиться даже ближайшие соседи по «V-4» - чехи, словаки и поляки. Более отдаленная перспектива вырисовывается куда хуже, потому что вряд ли мощные инвесторы с мировым именем захотят пачкать себя отношениями со сторонником кровавого московита.
Сейчас у венгерского избирателя еще есть шанс 3 апреля спасти свою страну, позиционирующую себя с традициями европейской демократии, от поглощения мраком диктатуры. Ситуация внутри страны, к счастью, далека от рашистской: в Будапеште политические оппоненты без особой боязни называют В. Орбана «мини-путин»; полиция не тянет в тюрьму ни сторонников лидера оппозиции Петера Марки-Зая, ни участников масштабных акций в поддержку Украины; в телеэфирах открыто не призывают идти войной на соседей-«нацистов»; в депрессивных селах Затиссы престарелые мадьярки не записываются в «отряды Орбана». Однако капля, десятилетиями капающая в одно и то же место, способна и камень пробить. Не говоря уже о мозгах электората.
Василий ИЛЬНИЦКИЙ, Ужгород