Перейти к основному содержанию

Отступление или маневр

11 июня, 11:36

Какое имеет отношение к кризису в Украине дискуссия о переименовании Волгограда снова в Сталинград? На первый взгляд это чисто внутреннее российское дело и никакой связи с нашей страной нет. На самом деле такая связь есть и непосредственная.

Как обычно, московская пропаганда отражает все изгибы кремлевской политики. В последнее время уже отмечалось, что украинские события  не являются первыми в выпусках новостей на федеральных каналах. Так, например, сюжеты о завершении суда над убийцами Анны Политковской вышли на первое место. Сказанное совсем не значит, что московская пропаганда изменила свое отношение к Украине, ее властям и президенту. Тем не менее, некоторые на первый взгляд малозаметные нюансы появляются. И это не случайно.

Уже очевидно, что под давлением фактов провала своей восточноукраинской авантюры Кремль вынужден публично отказаться от поддержки боевиков. Пусть даже на самом деле это не так и вмешательство продолжается, но приходится делать это как бы неофициально и любой факт задержания в зоне боевых действий действующего армейского офицера или представителя спецслужб России поставит московские власти в очень сложное дипломатическое положение. При этом, разные ведомства получают противоречивые указания и не всегда согласованно озвучивают информацию. Как в случае с так называемым наплывом беженцев в соседние с Украиной области России.

В передаче «Политика» на московском Первом канале председатель межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству Общественной палаты России Сергей Марков, тот самый, горько сетовал на позицию российских властей. «Меня поразило: те люди, которые хотят поехать туда добровольцами, их наши пограничники не пускают. Говорят так: «У тебя штраф не оплачен за парковку на автомобиле, не имеешь права туда ехать». По сути дела, наши власти сейчас, скорее, сдерживают поток добровольцев, чем его как-то организуют».

Не следует относиться к словам Маркова буквально. Никакой критики власти он себе позволить не может. Сказанное следует понимать как часть пропагандистской завесы, которая должна несколько оттенить прямое пособничество Москвы сепаратистам и террористам на востоке Украины. С другой стороны, еще совсем недавно таких слов и тем более от Маркова просто невозможно было услышать. Как представляется, сказано это в первую очередь для внутреннего российского потребления, но не следует забывать и о международном давлении.

Хотя российская пропаганда излучала оптимизм и радость по случаю встреч Путина в Нормандии, тем не менее, кому надо, тот понимает, что ничего хорошего национальный лидер в берегов Атлантического океана не привез. Наоборот, налицо усиление давления и возможные последствия в виде даже ограниченного третьего уровня санкций достаточно значительные.

После визита Путина в Пекин и подписания там контракта на поставку 38 млрд куб. м газа после 2018 года российские эксперты и комментаторы высказывались в том смысле, что это «ответ Чемберлену» злому Западу по поводу возможных санкций. Не хотите с нами сотрудничать, есть на кого поменять, то есть на Китай. Однако, очень скоро пропагандистские фанфары не сколько приутихли.

Если говорить о замене партнера на Западе партнером на Востоке, то пока подобная полноценная замена весьма призрачна. В Европу и Турцию Россия в 2013 году поставила 162,5 млрд куб. м, что в 4 раза больше, чем по еще не осуществленному контракту с Китаем. По мнению некоторых российских экспертов, чтобы сколько-нибудь существенно ослабить зависимость от европейского газового потока, экспорт в восточном направлении надо нарастить минимум до 100 млрд куб. м в год. Это настолько далекая перспектива, что о ней и говорить не приходится.

Как писала британская газета The Daily Telegraph, Путин думает, что в великой игре «стратегический треугольник» между Россией, США и Китаем он свел две стороны вместе, значительно ослабив третью. «Вызывает большие сомнения, то, что президент Китая Си Цзиньпин разделяет столь грандиозное видение этой газовой сделки. То, что Путин считает сильным стратегическим ходом, китайцы могут считать не более чем бизнесом. Ответ на вопрос, кому эта сделка нужна больше, до неприличия очевиден».

В таких условиях Москва вынуждена, хоть на словах, демонстрировать снижение градуса противостояния. Но и просто отступать она не может, в первую очередь, по внутриполитическим причинам. Высоко подняв пропагандистскую антиукраинскую волну Кремль стал в известном смысле ее заложником. Он не может допустить такого, что в обществе будет расценено «как предательство братьев» на востоке Украины.

Похоже, что в ближайшее время мы будем наблюдать внешне противоречивые потоки в московской политике.

Во-первых. Будет продолжаться нагнетание напряженности и призывы к военному вторжению в Донбасс. Именно с этой стороны следует рассматривать буквально требования советника Путина Сергея Глазьева разбомбить украинскую бронетехнику с воздуха российскими самолетами. В этом же направлении и следуют призывы Дугина не предавать «русских людей на Украине» и начать полномасштабное вторжение в нашу страну. Понятно, что никто этого делать не будет, но все подобные высказывания призваны продемонстрировать наличие сильной группировки ястребов, с которыми Кремль, вроде бы, должен считаться.

В-вторых. Постепенно будет осуществляться отход от прямого вмешательства российских спецслужб в Донбассе и переход к мелким диверсионным актам для поддержания напряженности в регионе. Формально без участия официальной Москвы, а фактически при ее поддержке. К тому же это будет оставаться рычагом давления на Киев. От последнего Белокаменная не откажется.

В-третьих. Как элемент предыдущего будут новые пропагандистские инициативы с целью постепенного переключения общественного внимания с Украины на другие цели. Именно для этого реанимирована идея и возможно проведение референдума о переименовании Волгограда в Сталинград. Более того, власть попытается перехватить левые лозунги о деолигархизации, новой приватизации и более агрессивном антизападном курсе. Тем самым украинский вопрос будет оттеняться другими проблемами и уйдет с первых полос газет и топ новостей телевидения.

Никакого изменения российской политики в отношении Украины не произойдет. Начнется маневрирование и местами демонстрация отступления.  На этом все и закончится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать