Памяти тех, кого «выкашивают» первыми
Заметки с Михайловской площади 19 января 2014 года
...19 января. Киев, Михайловская площадь. На акцию памяти адвоката и правозащитника Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой пришли около двух сотен активистов. 19 января 2009 года в центре Москвы они были застрелены — хладнокровно и без каких-либо шансов.
Убийства двух молодых людей связывают с их правозащитной деятельностью. В частности, многочисленными статьями Анастасии о неонацизме и громкими делами, в которых Станислав выступал адвокатом (последнее из которых — дело Буданова: суд над российским командиром за убийство чеченской девушки).
Трагедия Маркелова и Бабуровой уже давно стала символом опасности политического террора. И не только в России, но и в Украине, а также для всей гражданской общественности.
Активисты — те, которые знали лично погибших — рассказывают о них не столько с грустью, сколько с призывом бороться. Против тех, кто принимает «черные законы» 16 января, против тех, кто доводит народ до обнищания, против тех, кто избивает средь бела дня людей не «того» цвета кожи или не «тех» взглядов.
Насте было всего 25, когда она погибла. А с ней — ненаписанные статьи о правде. Стасу — 34. На просьбу друзей быть осторожнее, мужчина отвечал: «Я знаю, но сворачивать некуда».
Очевидно, они понимали тот риск, на который шли. Однако им хватило мужества. А сегодня — хватило людей, которые вышли со свечами на улицу, чтобы вспомнить о них.
На акции я встретила разных людей — преимущественно молодежь. Они мрачные, хотя и улыбаются, решительные, хотя просто курят и словно никуда не спешат. Чувствуется тревога в толпе — свечи и плакаты ее усиливают. На плакатах читаю: «Пам’ятати значить боротися», «Проти політичного терору», «Ми всі антифа», «Людина понад усе».
Примечательно, что молодежь представляет разные движения и силы, пришло много правозащитников и журналистов. Однако сегодня они вместе скандируют одни лозунги. И эти скандирования — за равенство, солидарность, противодействие дискриминации людей по любому признаку, в конечном итоге — за права человека. На площади собрались разные силы, но пока они объединены идеей утверждения прав человека, выступают против обновленного фашизма и призывают избавиться от раковой опухоли в виде полицейского государства — до тех пор смерть Маркелова и Бабуровой небесполезна.
Вдруг с трибуны кроме скорбных вещей, начинают зачитывать горячие новости — на улице Грушевского, ближе к стадиону «Динамо», произошло столкновение. Кто, кого, как сильно? Часть людей почти сразу отправляются на Майдан.
Большинство молодых людей прячут свои лица: кое-кто за масками ключевых «идолов», одна девушка за ажурной вуалью, большинство кутается в шарфы или поднимает перед собой плакаты. Они не хотят бессмысленно попадать за решетку лишь из-за выраженной гражданской позиции. Или быть избитыми теми, кто не разделяет их взглядов. Это творческие и сильные люди. Те, кто на баррикадах. Как раз те, кого первых «выкашивают» революции, войны, противостояния.
Доходят до власти те, кто выжил.
Ирина ВИРТОСУ, Центр информации по правам человека. Фото автора.