«Пенсионный кризис» в Украине
Сегодня пенсия наших сограждан в основном не превышает 1200 гривен, что даже не половина реального прожиточного минимума.Но в то же время многие из пенсионеров, может, и хотели бы работать, но сейчас не берут на работу часто и после 35-40 лет, не то что людей старшего возраста. Что делать?
А если попробовать заглянуть немного вперед во времени, то картина выглядит еще в менее светлых тонах.
Ведь Пенсионный фонд Украины в основном наполняется из взносов работающих людей. Если все будет хорошо (а я в это верю), то в конце концов у украинцев будет свободное передвижение с Европейским Союзом.
И не произойдет ли тогда «эмиграционный вал» из Украины в ЕС? Ведь не трудно спрогнозировать, что с такой, как у нас, заработной платой молодежь и трудолюбивые люди среднего возраста «ринутся» на заработки.
При этом однозначно не поедут люди пенсионного возраста, предпенсионного и инвалиды.
То есть пенсии нужно будет выплачивать в тех же объемах, а вот база для наполнения Пенсионного фонда будет неуклонно уменьшаться.
Выход из сложившейся ситуации видится только один - нужно строить дееспособную государственную систему и эффективную экономику.
Отделить бизнес от политики и сделать прозрачными правила игры. Думать о том, как привлечь инвестиции, чтобы создать достаточное количество новых рабочих мест.
Чтобы доходы шли не в офшоры, а с них платились налоги в бюджет. А значит, чтобы пенсии могли расти.
Но в стране, которая со времен президентства Кучмы была «заточена» на тотальное ограбление, почти никто из руководства никогда не задумывался о необходимости создания новых рабочих мест. Было не до этого.
А значит - виноваты в «пенсионном кризисе» те, кто не обеспечил условий работающим для того, чтобы они могли заработать себе в будущем приличные пенсии.
Конечно, можно напечатать кучу новых денег, резко повысить пенсии и другие социальные выплаты, но это ничего хорошего не принесет. Только приведет к галопирующей инфляции.
Поэтому государство, а точнее те, кто сейчас находятся на руководящих должностях и выступают от его имени, должно думать о том, как заработать эти деньги.
То есть создать все необходимые условия для того, чтобы пока незадействованная работоспособная сила имела шанс снова получить работу.
Разумеется, здесь необходимо учесть негативный опыт Греции. Где большая часть работающей молодежи выехала (не видя для себя перспективы) и возникли большие проблемы с наполнением бюджета.
Именно поэтому украинскому правительству, еще до ассоциации с Европейским Союзом, необходимо было бы сделать в этом направлении два важных шага. Помочь молодежи с работой и доступным жильем. Сейчас это два важнейших вопроса, которые беспокоят молодежь.
И как бы это парадоксально ни звучало, но вопрос пенсий для украинцев старшего возраста и проблемы молодежи сейчас очень взаимосвязаны между собой.
Потому что если не создать условия для нормальной жизни для молодого поколения, то ни о каком улучшении для пенсионеров речь не будет идти.
Фактически государству прямо сейчас необходимо запускать долговременную программу строительства доступного жилья.
Молодежь без жилья будет искать работу за рубежом. Молодежь с жильем будет искать ее в Украине. А строительство создаст еще и новые рабочие места.
Нынешний «пенсионный кризис» опасен тем, что если даже предположить, что в ближайшее время власть все-таки решится на то, чтобы создать нормальные условия для развития и функционирования малого и среднего бизнеса (а это в стабильных странах одни из основных налогоплательщиков), то бизнесу необходимо будет как минимум несколько лет для развития.
А кто в это время будет кормить пенсионеров? Как они все это время будут выживать?
Ведь деньги появятся только тогда, когда будет проведена стремительная либерализация в бизнесе, ликвидируются все лишние контролирующие органы, резко сократится количество государственных чиновников и их влияние на функционирование бизнеса, будет наведен порядок с судами и прокуратурой, с растаможкой на таможне и исчезнут все искусственные препятствия для внешнеэкономической деятельности.
И что главное, при существенной либерализации бизнеса перевод его в тень теряет всякий смысл.
Тогда всем тем, кто работал нелегально, будет выгодно выйти из тени. Потому что не нужно будет прятать свою деятельность, обороты и доходы. Но уже через год можно будет увидеть первые результаты.
Необходимо признать, что сейчас, по сути, работающие платят «пенсионный налог», а пенсионеры получают денежную помощь из бюджета плюс льготы.
При этом реально пенсионный налог - это не только взносы в Пенсионный фонд, а это и часть других налогов, из которых финансируется дефицит бюджета ПФУ.
Если ничего не начать менять уже сейчас, то Украина просто обречена быть нищенским государством.
С миллионами нищих пенсионеров и руководителями-миллиардерами, которые ничего менять не хотят и не будут.
А каждый следующий руководитель-миллиардер будет еще хуже своего предшественника. При таких обстоятельствах украинская молодежь будет просто обречена (беря пример со старших) или будет пытаться стать судьями или прокурорами, или же выезжать из своей страны навсегда.
Вместе с тем не менее актуальной становится проблема устройства на работу пенсионеров.
Ее надо решать как за счет уменьшения уровня стереотипов неприятия этой категории населения у работодателей, так и за счет актуализации знаний и умений самих пенсионеров.
Олигархия у власти в Украине создала искусственно ситуацию, при которой украинское общество становится все более антагонистическим и разделенным.
Молодежь против стариков, работающие против пенсионеров, бедные против богатых, чиновники против бизнесменов. Все прямо как по классическому определению - разделяй и властвуй.
Но этого допускать ни в коем случае нельзя. Антагонистическое общество не может иметь будущего.
Необходимо согласовывать позиции всех и пытаться жить так, чтобы выжить всем вместе, не потеряв никого.
Численность пенсионеров в Украине действительно велика. Но единственный приемлемый вариант здесь - не повышать сразу пенсионный возраст.
А создать для пенсионеров такие условия, чтобы они могли работать на доступных для их здоровья участках, в зависимости от квалификации и специальности.
Таким образом можно будет кардинально изменить соотношение количества работающих к пенсионерам. И уже тогда можно будет о чем-то говорить.
И хотя «пенсионный вопрос» в реестре общественного дискурса - точно не на первых местах (в отличие от легитимности капитала или легитимности власти), однако мы очень рискуем, если будем оставлять его без должного внимания и оптимального решения.