Передача власти: правила приличия и гарантии безопасности
Честно говоря, не помню ни одного примера цивилизованной передачи власти в нашей стране. Конечно, случай с Януковичем, которому пришлось уносить ноги, не в счет. Однако и во всех иных случаях власть как бы обрывалась.
Что мешает поступать корректно - личные амбиции, остаточный накал предвыборных страстей или претензии к предшественнику - сказать сложно. В любом случае отсутствие закрепленной законом процедуры порождает проблемы. Новый президент (а ими, как известно, не рождаются), не пройдя нормальной процедуры подготовки ко вступлению в должность, начинает с первого дня совершать ошибки. Цена таких ошибок во время войны может быть очень высокой.
Именно потому, говоря о правилах приличия и гарантиях безопасности, я имею в виду не их личное, а наше общественное. Поведение уходящих и приходящих не должно унижать страну и институт президентства, а процедуры должны гарантировать своевременное получение победителем выборов необходимого объема официальной информации, касающейся вопросов безопасности страны и иных конституционных полномочий Президента.
Очевидно некорректное поведение уходящего Петра Порошенко, проводящего многочисленные кадровые назначения, и конъюнктурная суета случайных персонажей, активно работающих локтями в окружении Владимира Зеленского, подтолкнули команду Движения «Сила права» к подготовке проекта Закона Украины «О порядке передачи власти при смене Президента Украины».
Пора страну приводить в порядок. Нам нужен дееспособный Президент, а не «фишечки» на инаугурации.
Мы считаем, что с момента официального оглашения результатов выборов должен начинаться фиксированный срок, отведенный на осуществление четко регламентированной процедуры передачи власти, которая должна заканчиваться инаугурацией нового Президента страны.
Эта процедура должна начинаться с оформления допуска к государственной тайне, которого победитель выборов еще не имеет. Далее должны следовать официальные консультации с Главой Верховной Рады, Премьер-министром, главой Национального банка, министрами обороны и иностранных дел, начальником Генерального штаба, руководителями СБУ и разведорганов, а также, при необходимости, с руководителями иных органов власти. Для этой работы должна выделяться специально оборудованная временная резиденция.
Введение в действие такого закона приведет к тому, что общество сможет оценивать не количество ошибок, совершенных в первые сто дней правления, а реальную политику, проводимую новым Президентом страны.