Перейти к основному содержанию

Петь или говорить?

В Украине войны языков не было. Была и есть война против украинцев и украинского языка
01 сентября, 15:04

На этой неделе певец Святослав Вакарчук выступил в Харькове, где, в частности, поделился мыслями относительно языкового вопроса. Учитывая, что я год назад уже имел возможность присутствовать на его лекции, стиль подачи мнений Вакарчука мне известен. Если коротко, то он за все хорошее и против всего плохого. В своем последнем спиче Вакарчук дал повод говорить о наличии в Украине «языковой войны» (фраза, которую Вакарчуку «подарили» уже журналисты) и о том, что надо «не тратить время на такие вопросы». Однажды он уже предлагал ввести двойное гражданство и убеждал, что в таком явлении, как олигархия, ничего плохого нет. Особенно, наверное, если питаться из его рук...

По крайней мере периодические отношения Вакарчука (и не только его) с Фондом Виктора Пинчука очевидны. Сам Пинчук тоже старается быть хорошим и прогрессивным - раздает стипендии, открывает арт-центры, приглашает звезд (в том числе того же Вакарчука), проводит форумы, на которых его тесть Леонид Кучма сидит рядом с мировыми лидерами, и уже как-то о знаменитых фразах «подонок высшей меры» и «разберитесь с этим грузином… пусть его чеченцы вывезут» как-то и вспоминать неудобно. Особенно когда сидишь в лучах внимания олигарха, который дает возможность тебе нести «разумное, доброе и вечное» в массы. Некий антураж сплошного благополучия, при котором неловко спрашивать: а кто же заварил всю эту кашу, которую украинский народ расхлебывает с середины 90-х? Кто стоял у истоков той беды, которую сейчас имеем во всем кровавом уродстве? Кто в 1994 году поднимал вопрос о двуязычии и дружбе с Россией? Кто остановил курс на НАТО в пользу северного соседа? Кто у нас такой многовекторный «миротворец», который в фильме Кончаловского о себе рассказывал, что никакой ЕС нам не нужен?

Помнится, как в 1999 году Святослав Вакарчук выступал в поддержку кандидата в «пожизненные» президенты Леонида Кучмы. Да и самого певца не покидают политические амбиции с тех пор, как он еще при президентстве Виктора Ющенко в 2007 году попал в Верховную Раду, а его отец - в министерское кресло. При этом Вакарчук, хотя и попал в парламент по спискам «Нашей Украины», но предусмотрительно членом ни одной из партий не стал. Продержался Святослав в стенах парламента год, после чего собственноручно пожелал отказаться от депутатского мандата, словно он раньше не представлял, куда именно попал, словно депутатство - это такая прихоть творческого человека, а не работа, которая предусматривает законотворчество и борьбу.

В принципе, учитывая армию поклонников творчества Святослава, где фанатизм часто заменяет убеждения, Вакарчуку для формирования собственного уже политического электората достаточно читать стихи и заученные мантры о борьбе с коррупцией и необходимости реформ. Позицию Вакарчука действительно трудно понять именно потому, что, как уже было сказано, он пытается понравиться всем и высказывается с возможностью дальнейшего маневра, то есть оптически, в общих чертах. Например, в декабре 2016 года он пожелал быть хорошим по отношению к своим российским коллегам и в эфире белорусского Первого канала выступил против создания «черных списков» артистов, которым запрещен въезд в Украину. Словно думал, что в Украине этих слов не услышат.

То же самое произошло недавно и в Харькове с языковым вопросом, где его слова были нацелены вроде бы на конструктивность, а на самом деле вызвали неоднозначную реакцию. Он утверждал, что надо отказаться от споров между украиноязычными и русскоязычными украинцами и думать сначала о развитии государства. Мысль понятна и приемлема для тех, кто живет где-то в США, куда Вакарчук ездил учиться лидерству, или на курсах пинчуковских фондов, в которых певец периодически участвует («Я получил истинное удовольствие, сформировал новые цели, многому научился, а главное - приобрел новых друзей», - как-то сказал Вакарчук об одном из таких лидерских семинаров), но не для тех украинцев, которые более двух десятков лет имеют возможность смотреть в глаза реалиям - проблема дискриминации языка в Украине существует. А именно проблема дискриминации УКРАИНСКОГО языка. И именно его надо защищать, не противопоставляя вопросы защиты украинского языка задачам созидания государства, словно между этими темами есть какая-то разница или приоритетность.

На волнах речи Вакарчука в Харькове всплыли на поверхность и киевские «страдальцы», которые вспомнили, что их в столице подавляет «хунта» и не дает свободно общаться на русском языке. В фейсбучных диспутах я предложил таким «угнетенным» отправиться на оккупированный Донбасс, где любимый ими «русский мир» бьет ключом и... прикладом. Пусть насладятся «свободой».

Все дело в том, что когда начинают тему языка упрощать до уровня «все равно на каком языке, чтобы человек был хороший» или «пусть хоть по-русски, чтобы был честным государственником», то лично у меня это вызывает гневный поток чисто русских слов. И это не потому, что я против того, чтобы человек со мной общался на русском. Нет здесь у меня ни комплексов, ни барьеров, а только сожаление, что не могу свободно общаться на других языках. Раздражает меня именно спекулятивная подача дискурса.

Во-первых, РУССКИЙ ЯЗЫК ВСЕГДА ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ В УКРАИНЕ КОМФОРТНО И СВОБОДНО! ВОЙНЫ ЯЗЫКОВ НЕ БЫЛО. НО БЫЛА И ЕСТЬ ВОЙНА ПРОТИВ УКРАИНЦЕВ И УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА как одного из идентификаторов нации!

Во-вторых, не выучить за 20 с лишним лет украинский язык в Украине так, что не уметь заполнить официальный документ, прочитать уличную табличку или новость в газете, значит быть или, извините, слабоумным, или врагом. И даже если человек только что приехал из России в Украину, на конкретных примерах можно убедиться, что для него здесь нет ощутимых языковых препятствий или проблем.

В-третьих, оккупация украинских территорий началась именно с криков приверженцев «величия» империи об их «дискриминации» и «притеснениях» в Украине, где кругом бегают «фашисты» и «бандеровцы», а «русскоязычным» никуда деться. На самом деле угнетать привыкли они! Им совершенно не нужно было двуязычие. Им необходимо было как раз одноязычие - с одним русским языком! И чтобы украинский язык им просто под ноги не попадался. Как и Украина. Один бывший киевлянин, а теперь москвич так и сказал в диспуте в фейсбуке: «Зачем учить ненужный язык?» Что напомнило мне другого персонажа - луганчанина, родители которого приехали жить в Украину из России. Еще перед войной он сказал мне: «Вот львовяне за украинский язык. А они что русского не знают?» Это была и есть логика оккупанта, что проложила борозду гусеницам российских танков, которые пришли в Украину «освобождать» ее от украинцев. И спекуляции на двуязычии, которые привели того же Кучму в 1994 году к власти, являются прологом к тому, что в Украине останется один доминирующий язык - русский, и один доминирующий клан - пророссийский. Даже если представители этого клана вскормлены с их же стола, журналисты будут называть их «государственниками», а над госучреждениями еще будет висеть сине-желтый флаг.

Поискал свой довоенный пост на эту тему. Популярно и сейчас приводить в пример успешные страны (Швейцарию, Канаду и т.д.) с несколькими официальными языками, при этом забывая, что у стран этих нет такого соседа, как РФ. Беларусь при этом они почему-то в пример приводить не спешат.

Тогда я уже заговорил об оккупации. Видимо, близость к границе давала о себе знать. «Но что-то мне шептало», как писал российский классик.

Вот этот пост:

«30 мая 2012 г.

В Швейцарии несколько государственных языков (немецкий, французский, итальянский, романшский), но нет такой нации, как швейцарцы. Есть немцы, французы, итальянцы и евреи. Коренное население Швейцарии - гельветы и реты истлели во времени. В Канаде несколько государственных языков - английский и французский, но нет такой национальности, как канадцы. Есть англичане и французы, а также эскимосы, которых никто ни о чем не спрашивает. В США, где есть один государственный язык - посторонний Европе английский, нет такой нации, как американцы (янки больше понятие, чем нация). Однако есть сотни других наций и индейцы, которых тоже уже давно никто ни о чем не спрашивает. Если украинцы хотят стать эскимосами на своей родной земле, то они должны принять двуязычие. Тогда со временем их тоже никто ни о чем не будет спрашивать. Политика официального двуязычия в Украине - политика оккупации, которая исторически приведет только к окончательному подавлению украинцев как нации».

Вакарчук, безусловно, ничего не говорил о двуязычии. Так же, как и фразу «языковая война» ему вложили в уста журналисты. Он просто в очередной раз полез в живот неумелыми руками вместо скальпеля хирурга, где требуется осторожная решительность, а главное - ясность позиции, а не желание угодить сразу всем.

Валентин ТОРБА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать