Плата за ихтамнет
На этот раз электроэнергиейПрекращение поставок электроэнергии на неподконтрольную территорию в Луганской области будет иметь далеко идущие последствия. Не только экономические, технические или финансовые. Гораздо важнее не сложности сегодняшнего дня, а более отдаленные, но весьма тяжелые последствия. Как политические, так и экологические.
На первый взгляд ничего особенного не произошло. Был свет в квартирах в Луганске от украинских генераторов, через короткое время появился уже с российской стороны. В конце концов, какая разница рядовому потребителю, откуда приходят киловатт-часы. Светит, греет и ладно.
Можно, конечно, не вдаваться, в первую очередь, в технические проблемы. Пусть у самозваной власти и их московских кураторов болит голова. На самом деле, вроде бы техническая проблема переключения касается буквально всех. В Украине, в ОРДЛО, в России, хотя и в разных масштабах.
До отключения снабжение неподконтрольной территории в Луганской области происходило в соотношении 150 МВт из Украины, 60 МВт — из России. При этом быстро нарастить объем поставок из России невозможно по техническим причинам. Пропускная способность линий электропередач высокого напряжения (ЛЭП) ограничена. Либо нужно строить новые, на это при самых стахановских методах потребуется минимум 8-9 месяцев, а фактически гораздо больше. Плюс инфраструктура и миллионные затраты.
Да и без какого-либо нового строительство это будет стоить России около 4 млрд руб., по другим данным — 6 млрд руб. Если сравнить с 43 млрд руб., которые были затрачены на провальное строительство стадиона в Санкт-Петербурге, его контролировал лично Путин и так и не завершенного, то стоимость электроэнергии для Луганска не выглядит неподъемной для России.
Тем более, что эти расходы формально, чтобы не попасть под санкции, придется списывать на потери в сетях высокого напряжения. В результате тариф для юридических лиц увеличится на 0,1%. Стоит ли вообще говорить о том, что никто практически не заметит.
На самом деле очень стоит. Дело не только, сколько потратит Россия сейчас и потом. Следует оценить гораздо более важные последствия. Они к тому же выльются в дополнительные затраты.
Получаемой электроэнергии из России хватит только для покрытия социальных потребностей. На промышленность однозначно не хватит.
При этом речь идет не столько о предприятиях, сколько о шахтах. В частности, о трех крупных угольных объединениях. Отключение или недостаток электроэнергии грозит остановкой водоотлива на шахтах и, как следствие, их затоплением. В свою очередь, это приведет к экологической катастрофе не только в украинском Донбассе, но и в российском.
Многие шахты объединения «Ровенькиантрацит» добывают уголь на пластах, уходящих под землей на территорию России. В свою очередь, шахты в Гуково и Каменск-Шахтинске в Ростовской области граничат подземными выработками с украинскими шахтами, и вода при остановке водоотлива на украинской стороне неизбежно поступит к ним.
Не похоже, что в Москве вообще кто-то озаботился шахтами в Ростовской области. Не до того там. Однако, есть данные, что из-за дефицита электроэнергии водоотлив из шахтных выработок в некоторых местах остановлен. Это грозит не только затоплением лучших шахт Донбасса, но возможным обрушением их кровли и соответствующими проблемами на поверхности. О самом плохом даже думать не хочется.
Теперь о политических последствиях технической проблемы электроснабжения. Пока оставим в стороне проблему снабжения неподконтрольной территории пресной водой. Она требует отдельного рассмотрения, там экологические и социальные последствия не менее тяжелые.
Во-первых. Разговоры в Москве и украинских политиков определенного направления, что отключением отдаляют неподконтрольные территории от Киева, прикрывают очередной провал российского плана. Если происходит отдаление, то тем самым уменьшается воздействие сепаратистских регионов на политику Украины. Тем сложнее их встроить в нашу страну в качестве троянского коня. Получается, что взяв на дополнительное электроэнергетическое обеспечение сепаратистов, Кремль не только не приблизился к своей цели, наоборот, стал от нее еще дальше.
Во-вторых. Можно как мантру повторять, что настамнет и ихтамнет, но вовлеченность России в донбасский конфликт постоянно возрастает. Где-то меньше, где-то больше. И это тоже прямо противоположно первоначальному плану. Конечно, Украине донбасские проблемы дорого стоят, но и России не удается просто находиться в роли третьего смеющегося. Спрятать затраты на снабжение электроэнергией неподконтрольные Украине территории в Луганской области можно, по крайней мере, на бумаге. Однако в мире прекрасно знают это. Да и тот факт, что от угрозы санкций приходится прятаться, пусть и так неумело говорит об очень многом. Если произойдет описанная выше экологическая и последующая за ней гуманитарная катастрофа, то Россия будет ее автором. Мир ведь прекрасно знает, что все эти ЛНР и ДНР задуманы в Москве и ею поддерживаются.
В-третьих. Даже относительно небольшое повышение тарифа на электроэнергию в России не вызовет, мягко говоря, энтузиазма. Даже после крымнаша в шовинистическом запале российское общество в 2014 году крайне негативно встретило инициативу введения «налога солидарности на Крым». И от нее пришлось отказаться, даже до Государственной думы с таким законопроектом не дошли. За прошедшее время эйфория восстановления исторической справедливости и возрождения русского мира значительно поубавились. В стране постоянно проходят митинги против повышения тарифов на услуги ЖКХ. Вбрасывать в этот костер еще плату за гуманитарные поставки электроэнергии в Донбасс и пусть незначительно увеличивать тариф становится очень опасной игрой.
Перед Кремлем вырисовываются три варианта развития событий и все его устроить не могут
Первый. Признать ЛНР и ДНР юридически по примеру Абхазии и Южной Осетии и даже установить с ними дипломатические отношения. Другими словами, закрепить юридически протекторат Москвы над ними. Понятно, что расходы на их содержание с учетом все возрастающего воровства как в России, вспомним стадион в Санкт-Петербурге, так и на формально признанных территориях серьезно возрастут. Это отдельные строки в российском бюджете и спрятать их не получится.
Второй. Принять их по примеру Крыма в состав России. За этим последует новый виток санкций и всемирного осуждения. Экономический блок правительства будет категорически против.
И первый, и второй варианты в данный момент осуществить невозможно. Да и особого желания получить эти территории в московских коридорах власти не ощущается. Тогда точно все рычаги воздействия на Украину будут потеряны окончательно.
Третий. Выполнить Минские соглашения. Здесь уже психологическая проблема для Путина и его окружения. Киев при поддержке западных партнеров, ни на какие уступки не пойдет. Сначала безопасность и восстановление контроля над границей, потом все остальное. К тому же, по мнению Путина, подобное будет отступлением и проявлением слабости, на это он пойти просто не может.
Отсюда следует, что, во-первых, донбасский конфликт не будет замороженным. Он приобрел внутреннюю динамику, она захватывает и Москву. Даже в чем-то против ее желания.
Во-вторых. Чем дальше будет оставаться сложившееся положение неопределенности, тем дороже это в прямом и переносном смысле будет Москве стоить.
Даже антрацит, добываемый на донбасских шахтах, никому в России оказывается, не нужен.