Плебисцит или обман
Вполне возможно, что «всенародное голосование» по поправкам в конституцию России только еще больше разожжет политические страстиКоронавирус, судя по всему, появился во Франции задолго до того, как о нём узнал весь мир. Доктор Ив Коэн, заведующий отделением реанимации в парижской больнице им. Авиценны, утверждает: «Мы думали, что первый случай появился 24 января, а кризис разразился в конце февраля-марте. Теперь мы видим, что это не так. Вирус, вероятно, активно распространялся ещё в декабре, так что оценка скорости распространения увеличивается минимум на месяц. В случае новых эпидемий мы должны быть готовы раньше, как только правительство объявит о первых же случаях». Он пришел к этому сенсационному выводу после того как заново просмотрел дела пациентов, которым ранее поставили диагноз «пневмония», и проверил анализы, которые были негативными на все известные тогда вирусы. Теперь же, при перепроверке их тестом на covid-19, из 14 анализов один оказался положительным. Он был взят у 53-летнего мужчины, поступивший 27 декабря, т. е. еще до того, как Китай в самом конце декабря объявил о начале эпидемии. Тогда коронавирус должен был попасть во Францию где-то в начале декабря.
Однако есть основания полагать, что он оказался там еще раньше. Рентгенологи больницы Альберта-Швайцера в Кольмаре на востоке Франции, исследовав 2,5 тыс. рентгеновских снимков, нашли и опубликовали флюорографию лёгких одного из пациентов, сделанную 16 ноября. По словам врача-рентгенолога Мишеля Шмидта, там видны «типичные для COVID-19 аномалии». Пульмонолог и эксперт по глобальному здоровью в Университете Вашингтона доктор Вин Гупта, который проанализировал изученные Шмидтом и его коллегами рентгеновские снимки, заявил, что «это соответствует модели, которую мы наблюдаем при коронавирусе – особенно ранняя коронавирусная инфекция, где вы видите некоторые отклонения в некоторых части легких». При этом самые ранние снимки, которые изучали кольмарские рентгенологи, датированы 15 октября. А как раз с 15 по 28 октября 2019 года в Ухане (КНР) проходили Всемирные военные игры, откуда французские военнослужащие вполне могли завезти covid-19 на родину. Несколько французских спортсменов, участвовавших в состязаниях, утверждали, что по возвращении из Китая перенесли заболевание, симптомы которого схожи с коронавирусной инфекцией.
Также государственный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелл сообщил, что в стране, вероятно, были случаи заболевания коронавирусом уже в ноябре, хотя первый официально признанный случай заболевания covid-19 был выявлен только 31 января. Если всё это так, то в Китае эпидемия должна была начаться еще во второй половине октября. Департамент Верхний Рейн, где находится Кольмар, стал одним из наиболее пострадавших регионов Франции. Приняв во внимание новые данные, учёные говорят, что эпидемический порог там был превышен в конце января — за два месяца до начала изоляции Франции. Не исключено, что как раз в Кольмаре оказались первые во Франции носители коронавируса. Это объясняет, почему центром эпидемии стала Восточная Франция. Если гипотеза врачей из Кольмара подтвердится, то с большой вероятностью можно предположить, что эпидемия фактически началась в пограничных с Францией странах Европы (в Англии, Испании, Италии, Германии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге) не позднее ноября.
Принимая во внимание, что Россия граничит с Китаем и что между российским Дальним Востоком постоянно происходит интенсивный обмен людьми и товарами, коронавирус должен был попасть в дальневосточные регионы России не позднее начала ноября. А оттуда он очень быстро мог оказаться в Москве и других городах Европейской части России, а оттуда – и в страны Европы. Если все было действительно так, то в России, равно как и в Китае, эпидемия, еще никак никем не узнанная, должна была вовсю бушевать уже в ноябре. С учетом этого, не кажется фантастическим предположение, что в Китае от коронавируса могли умереть 7,5 млн. человек, если принять, что хотя бы треть из 22,5 млн номеров мобильных телефонов, навсегда замолчавших в период эпидемии, принадлежали уникальным пользователям, умершим от коронавируса. В России, скорее всего, реальное число умерших может достигать 100 тыс. человек, а реальное число инфицированных приближается к миллиону. И не позднее декабря в обеих странах должно было проявиться статистически значимое увеличение смертности от атипичной пневмонии и аналогичных заболеваний, являющихся осложнением после коронавируса.
Не исключено, что и китайские, и российские власти уже в декабре представляли себе реальный размах эпидемии и догадывались о ее разрушительных последствиях как для китайской и российской, так и для мировой экономик. Если это действительно было так, то смена Медведева на Мишустина, который должен был стать «мальчиком для битья» в период грядущего всеобщего недовольства властью, и вся возня с принятием поправок к конституции в ускоренном порядке, в том числе об обнулении прежних президентских сроков, были затеяны именно в связи с эпидемией, о которой широкая публика в России еще ничего толком не знала. Только 15 марта в разговоре с Лукашенко Мишустин, собиравшийся закрыть из-за эпидемии российско-белорусскую границу, признался, что, как сказал Александра Григорьевича, по части коронавируса «у них пожар: не все в СМИ давали». Расчет был провести голосование 22 апреля на фоне начинающейся эпидемии и призывов в связи с этим сплотиться вокруг президента Путина и предлагаемых им конституционных поправок. Но в Кремле недооценили скорость распространения эпидемии, и неожиданно оказалось, что из-за коронавируса и связанных с ним карантинных мер нельзя проводить ни голосование по поправкам к конституции 22 апреля, ни Парад Победы 9 мая.
Однако Путин и его команда не унывали и решили провести и голосование по конституции, и Парад Победы на нисходящей стадии эпидемии, только поменяв их местами. Теперь первым пройдет Парад Победы 24 июня, а вслед за ним, согласно путинскому указу, 1 июля пройдет всенародное голосование по поправкам в конституцию. Только это будет лишь пародия на плебисцит. В связи с еще не завершившейся эпидемией, голосование решено растянуть на шесть дней, чтобы народ не толпился на участках. При этом первым днем досрочного голосования станет 25 июня, т. е. голосовать избиратели будут сразу после Парада Победы. И, по крайней мере, в некоторых регионах пройдет дистанционное голосование. При этом ни в один день голосования на участках не будет независимых наблюдателей. Учитывая, что карантинные меры снимаются постепенно, власти легко могут манипулировать ими, ослабляя или ужесточая их в различных регионах, чтобы, с одной стороны, предотвратить массовые протесты, а с другой, побудить людей голосовать за поправки. Но ограничения на большие собрания, свыше 100 человек, наверняка сохранятся до завершения голосования. Так что можно не сомневаться, что результаты народного волеизъявления будут сфальсифицированы в соответствии с заранее заданными цифрами (либо 70% на 30%, либо 60% на 40%, понятно, в чью пользу). Можно не сомневаться, что оппозиция голосование бойкотирует, а его результаты не признает. Вполне возможно, что «всенародное голосование», которым Путин собирается придать легитимность своему бессрочному правлению и стабилизировать ситуацию в стране, только еще больше разожжет политические страсти.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва