Плевочки трех Владимиров
Недавно несколько украинских СМИ опубликовали лекцию известного российского журналиста В.Познера, прочитанную в московском ресторане с французской кухней о причинах и последствиях войны между Россией и Украиной. В обширном письменном изложении общего порицания российской политики, подчеркну два частных оправдания. Российскую агрессию Владимир Познер смягчает двумя фактами. Дескать, вот если бы НАТО самораспустилось, как Варшавский договор после распада СССР, то был бы мир и благодать на всем подразумеваемом пространстве. И что американцы так же, как и русские, были готовы начать Третью мировую войну во время Карибского кризиса. То есть В.Путин, как и Д.Кеннеди, ужаснулся предполагаемым видом чужих ракет под своим окном, поэтому потянулся к оружию. Вот такая басня от Владимира Владимировича не Путина. Она рассказана человеком, которому доверено вести оппозиционную передачу на популярном в России канале. А у нас любят отголоски таких передач распространять по здешним просторам, поэтому позволю себе некоторые комментарии.
Во-первых, по НАТО, куда нам надо больше, чем в Евросоюз. Не все знают, что в эту достойную организацию Советский Союз активно пытался влезть еще в 1954 году. Сам В.Молотов подавал заявку и отстаивал ее в Берлине. Тот самый Молотов, чей внук в российской Госдуме клеймит НАТО на чем свет стоит, и на самом высоком уровне. Но заявку не приняли. Бывший в ту пору Генсеком Североатлантического союза лорд и генерал Гастингс Исмей образно объяснил, почему. «Нельзя, — сказал, — приглашать работать в полицию нераскаявшихся грабителей и убийц». Он имел в виду не только нарушения прав человека в СССР и продолжавшие существовать там концлагеря, только что уничтоженные в фашисткой Германии. Лорд намекал на дикую блокаду Западного Берлина в 1948 году, устроенную советскими войсками для провокации голодных бунтов. Бесчеловечное обращение с чужими и своими военнопленными и многие другие немиротворческие черты восточных победителей фашизма. В 50-х годах симпатии европейцев к своим освободителям сменялись нарастающей боязнью, поэтому допускать к оборонному союзу русских не спешили многие. СССР ответил на эти опасения созданием собственного военного блока, куда вошли семь стран. В 1955 году Варшавский договор только родился, а в 1956 году уже показал свои зубы в Венгрии. Затем — и в других странах. В 2005 году Институт национальной памяти в Варшаве обнародовал некоторые документы из архивов ОВД. Среди них секретный план «Семь дней до реки Рейн» — проект молниеносного захвата Австрии, Дании, Германии и Нидерландов с применением тактического ядерного оружия, и многие другие, совсем не миролюбивые намерения. В годы распада Варшавского договора мне приходилось бывать в штабах групп советских войск, дислоцированных в Восточной Европе, где планы нанесения превентивных ударов по странам НАТО были расписаны до мельчайших подробностей.
К счастью, ОВД перестал существовать. Хотя действие договора продлили в 1984 году на 20 лет, он не пережил 1991-й, и все мы знаем, по каким причинам. Почему же НАТО, блок, созданный для безопасности европейских стран задолго до появления Варшавского договора, должен самоликвидироваться только потому, что одна из угроз исчезла по логике исторического развития континента.
ОВД до 1991 года проявила свою вероломную сущность во многих странах, получив устойчивую репутацию агрессора с 1968 года. Блок НАТО впервые участвовал в вооруженном конфликте в 1992 году, и сегодня соглашается с тем, что был втянут в войну на Балканах. Поэтому утверждение Владимиров Владимировичей Познера и Путина об угрозе с Запада носят только гипотетический характер. Солдаты НАТО никогда не топтали земли бывшего СССР. Зато советские войска наследили в Европе везде, где не встречали отпора.
Теперь о Кеннеди — в разрезе Кубы и Путине — в проекции Крыма. Если бы сейчас в Вашингтоне думали, как построить мост через Флоридский залив для снабжения едой острова Свободы, я бы согласился с товарищем Познером в его умозаключениях. Но природа и урок Карибского кризиса далеки от островных тем. Куба была поводом столкновения сверхдержав, руководители которых продемонстрировали свою вменяемость на краю пропасти. Джон Кеннеди убрал свои ракеты из Турции, Никита Хрущев увез свои из Кубы. За что их по сей день не любят дряхлые ястребы в Вашингтоне и молодые орлята в Кремле. Время показало, что мир на Карибских островах способствовал процветанию туризма и развитию плавательного спорта среди кубинцев. Все плывут в Америку. Огромная и мощная держава мирилась с существованием у своих берегов крошечного острова с иной системой ценностей. Если бы Россия проявляла такую же терпимость к своим соседям, то по Балтийскому, Черному, Каспийскому и другим морям плыли бы к ней за счастьем не только россияне, но и граждане других стран. А раз не плывут, а даже наоборот, эмигрируют, то зачем сравнивать остров Свободы с полуостровом оккупации и насилия, каким сделала Россия этническую родину крымских татар и украинскую здравницу?
Вопрос к Владимиру Владимировичу не Путину, который, конечно же, знает правильный ответ. Но пользуется советской мировоззренческой калькой по поводу НАТО и баз США по правилам пропаганды российского ТВ. Сам он объясняет свое существование в эфире так: «Конечно, меня могут оставить как пример — вот видите, у нас же есть свобода слова. Но возможно, и нет, посмотрим. И конечно я сам понимаю, что играю роль не совсем простую, потому что могут сказать, что я ввожу в заблуждение — вот, мол, Познер же есть, значит, все неплохо. Посмотрим, это вещь второстепенная, и время покажет».
Звезды эстрады и ток-шоу в России любят громко объявлять об уходе со сцены, но десятилетиями оставаться на ней. Взять того же И.Кобзона, объездившего с прощальными гастролями еще СССР. Владимир Владимирович Познер тоже не раз прощался со зрителями, уходя на покой в образе противника режима. Однако неведомая сила всякий раз зажигала его звезду на каналах, куда оппозиционеры не допускаются даже в осветители. Что это за сила, знает третий Владимир Владимирович. Маяковский. Это он ровно сто лет назад сформулировал идею о том, почему перед нашими глазами возникают светила.
Ведь,
если звезды зажигают —
значит —
это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет,
чтобы они были?
Значит — кто-то называет
эти плевочки жемчужиной?
А раз так, то быть Познеру на советско-российском ТВ или не быть, решено давно и не одним Владимиром Владимировичем. Кем именно, узнаем по жемчужным плевочкам в эфире.