Почему молодежь стоит на Евромайдане?
Мне 21, и последнюю неделю я, как и большинство студентов-ровесников, ежедневно исправно посещаю «евросвидание» на Майдане. Потому что не прийти уже просто не могу. И пусть сегодня я шмыгаю носом, часто кашляю и никак не могу избавиться от въедливой лихорадки — это ничего, по сравнению с тем, какой заряд энергии дарит столичный евробунт. А еще десятки, сотни знакомых лиц старых и новых друзей, которые уже стали кем-то большими, чем просто единомышленниками. Скорее, это семья. Большая и дружественная родня. Хотя и разнокалиберная. По-другому, вероятно, и не скажешь.
Знаете, почему-то раньше этого не замечалось, но все мы — дети независимой Украины. Те, кого, в лучшем случае, принято патетически называть молодым цветом будущей нации, в худшем — потерянным поколением самовлюбленных циников и аполитичных адептов социальных сетей, которые при первой удобной возможности рванут прочь, в Европу. На эти определения у нас уже, конечно, давно сформировался иммунитет. Впрочем, доказывать что-то кому-то мы никогда не стремились. Главное, что в своей среде нас всегда понимали с полуслова. «Я такой не один», — каждый раз себя успокаивали. И это давало стимул не обращать внимания и дальше.
На протяжении нескольких последних дней нас называют хорошей и талантливой молодежью, которая вдохновляет. Это, конечно, приятно, но еще совсем недавно представителей моего поколения, часто революционеры 1990-го и 2004-го годов (да и не только они) называли «не теми» студентами, которыми были они в годы своей бурной молодости. Прежние митингующие-амбразурщики любили называть нас дешевками и политическими проститутками, готовыми продаться за условных 30 гривен в час и въедливо сетовали, что наше поколение годится лишь для участия в проплаченных политических акциях. И не больше.
Было обидно. Неприятно. Но доказывать, что мы не такие — не было смысла. Аксакалы многих митингов никогда не прислушиваются к мнению вчерашних детей — это аксиома, которую мы навсегда запомнили. «Совковые» родственники и школьные учителя в свое время для большинства из нас это наглядно продемонстрировали. Конечно, в глубине души каждый из нас хотел доказать, что это неправда и стремился стать героем новой «революции на граните», но из тысяч лайков в сети, обычно, всего пару десятков «вечных активистов» выходило на митинг. Как это ни странно, но перспектива стать частью какой-либо толпы, как во времена печально известного СССР, не слишком вдохновляла на подвиги.
Сегодня же я невероятно горда тем, что мои ровесники заговорили. И этот голос услышали во всем мире. Сейчас украинских студентов называют теми, кто первым пошел защищать свое право стать европейцами. Не только де-факто, но и де-юре. И это важно. Потому что, в отличие от политиков разной масти и партийной принадлежности, лозунг «За Украину в Европе!» является для нас не надуманным, настоящим. Ведь на самом деле молодые украинцы уже давно чувствуют себя европейцами. А слова космополитизм, толерантность или «дружба без границ» для нас так же ассоциируются с Европой, как для некоторых — искусственный психоз относительно массовой безработицы, роста цен и однополых браков. Европа — не такая, и мы это прекрасно понимаем.
Также мы очень хорошо чувствуем фальшь. Именно поэтому на студенческих забастовках молодежь отказывается давать слово даже самым рейтинговым оппозиционным политикам. За это всем нам хочется аплодировать стоя. Потому что в отличие от многих старших, молодые люди не чувствуют пиетет к отдельным «персонажам», а пиариться за счет своих грез нынешние юноши и девушки никому не позволят. По-видимому, потому мы очень часто и не ходим голосовать. Выбирать из двух зол меньшее почему-то до сих пор не хватает духа. Вероятно, не «доросли». Политики это чувствуют. Многие уже назвали наш протест ненастоящими, а всех здесь присутствующих — малолетними сопляками. Ну и пусть. Это свидетельствует о том, что мы идем правильным путем.
Говорят, что молодежи нужна Европа для того, чтобы быстрее сбежать из Украины. Впрочем, это не так. Мы, в отличие от наших родителей, знаем о ЕС уже не по рассказам. Многие из нас объездили чуть ли не полсвета и мечтают учиться за границей. Но после этого мы снова хотим вернуться в Украину для того, чтобы построить свою собственную Европу уже здесь. Мы понимаем, что формальное подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом в ближайшей перспективе может так и остаться бумажкой, которая ничего не изменит. Однако сегодняшняя позиция студентов — сигнал тревоги о том, что дальше так жить нельзя, и молодежь, да и вся Украина, таки заслуживают перемен к лучшему.
Возможно, в настоящий момент мы всего лишь пешки и нас используют в качестве марионеток в больших геополитических играх беспринципные политики. Ну что ж, зато мы — настоящие и не зависим от политической конъюнктуры и бренда отдельных политсил. Само слово «политик» у молодых парней и девушек сейчас ассоциируется со словами лжец, трус, изменник или негодяй. Поэтому, видимо, мы и считаем себя аполитичными и ни за что на свете не хотим стать членами закрытого клуба так называемых народных избранников. Однако если сегодня нам буквально плюнут в душу и не подпишут такое долгожданное Соглашение с ЕС, большинство не выдержит.
Здесь, на Майдане, в эти самые дни формируется особая среда идейных «сообщников», которую (невзирая на результаты протестов) несколькими гривнами, популистскими лозунгами или сухпайками купить не удастся. У нас другие приоритеты и другое виденье будущего Украины. И с этим нужно считаться. А потому и сегодня, и в 2015-ом мы скажем свое решающее слово. Для многих политиков Евромайдан 2013-го станет началом их карьерного конца. Новое время требует формирования качественно новых лидеров. Благо, запрос на них у молодежи уже давно сформировался.
Не отрицаю, что почти все студенты-митингующие — настоящие романтики, которые хотят жить в нормальной демократической стране с одинаковыми правилами игры для всех и каждого. А еще мы не хотим крови, драк или слез и выступаем за ненасильственное сопротивление. Последний, что бы ни говорили «революционеры» со стажем, — самый действенный.
Так, на Майдане не распивают спиртные напитки, уважают чужое мнение и не провоцируют конфликты. Молодые люди весело общаются с беркутовцами, которые охраняют порядок на майдане. Девушки и парни дарят им ленты с символикой ЕС и Украины, спрашивают, не замерзли ли и предлагают согреться чаем, вежливо делятся бутербродами, потому что большинство из этих ребят в форме — одного с нами возраста и тоже хотят в Европу. Просто сейчас так случилось, что мы вынуждены стоять по разные стороны баррикад. Поэтому мы уже европейцы по духу и образу жизни, но было бы классно, если бы это понимали не только мы, но и весь мир, ведь украинский народ и нынешняя власть — не тождественные понятия.
Откровенно говоря, мейнстрим юношеству не по нраву, но то, что сегодня быть украинским европейцем стало модно, таки радует. В настоящий момент студенты призывают власть подписать Соглашение об ассоциации, потому что никакой «европаузы» молодежь не хочет. И пусть сегодня мы дружно мерзнем на Майдане, нам угрожают плохими баллами на сессии, невыплатой стипендий или отчислением из вузов — это не так пугает, как «перспектива» остаться в темной советщине еще на пару десятков лет.
Очевидно, что многие из собравшихся на Евромайдане пришли сюда исключительно за идею, вторые — «за компанию», третьи — потому что это веселее, чем сидеть на парах, четвертые говорят, что такой возможности «потусоваться городами» в открытом ночном клубе, где каждый сам себе диджей, — пропустить нельзя. Но пока кто-то думает, идти на протест или нет, Евромайдан все-таки стоит. И количество людей увеличивается. А значит, надежда есть. И знаете, возможно, даже хорошо, что здесь присутствуют, прежде всего, романтики, а уже потом — революционеры, потому что только первые имеют силы в конечном итоге изменить лицо нынешней Украины. Тем более что вечно недовольные прагматики вряд ли 23 года тому назад сумели бы получить для нас государственный суверенитет...
А еще я убеждена, что мы уже победили. Потому что сегодня и в дальнейшем все будут знать, какая на самом деле современная украинская евромайданная молодежь — сильная, дружная, консолидированная и по-настоящему европейская! Политикам до ней еще расти и расти... Вчера один из самых уважаемых интеллектуалов написал в соцсети: «Впереди — настоящие испытания. Дай Бог сил нашей молодежи их достойно пройти!». И я с ним на сто процентов соглашаюсь. Главное — довести дело до конца. И успеть в результате пожить в нашей и вашей европейской Украине.