Почему референдум для Донбасса не сработает
Несколько фактов о немногим известной стране в Западной АфрикеПосле встречи Трампа с Путиным появилась новая тема для разговоров о Донбассе — референдум. Интересная тема и очень демократическая. В мировой политике апробированная уже не раз. Результаты часто непредсказуемы. Для желающих попиариться на этой теме предлагаю небольшую справку о немногим известной стране в Западной Африке — Сахарской Арабской Демократической Республике ( САДР ).
Население — около 300 000 человек (арабы, берберы). Бывшая испанская колония. Марокко считала эту территорию исконно своей. Предвидя развитие событий, король Хасан II 6.11.1975 года организовал так называемый «Зеленый марш»: более 50 000 марокканцев только с Кораном в руках (зеленый — это цвет ислама) вошли на эту территорию. Но еще с 1973 года за право народа, который жил на этих землях, иметь свое государство воевал Фронт ПОЛИСАРИО. Несколько опоздав, 27.02.1976 года Фронт провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики. Началась война. Чтобы оградить марокканцев (а их было уже около 350 000 ) от нападок ПОЛИСАРИО, была построена «Марокканская стена» с севера на юг. Сплошной вал длиной 2 200 км высотой от 2 до 6 метров с колючей проволокой, с вышками, с электронными датчиками и т.п. Перед ней создали самое большое в мире заминированное поле. По одну сторону стены в сторону моря — почти 90% территории. По другую сторону, со стороны Сахары, процентов 10% — так называемая «Свободная зона». Столицей САДР стало небольшое местечко Тифарити на территории Алжира. Африканский Союз признал САДР. В знак протеста Марокко вышло из Африканского Союза.
Только в 1991 году на эту проблему обратила внимание ООН. Под эгидой ООН было подписано перемирие, согласно которому необходимо было провести референдум о будущем Западной Сахары. Была образована миссия ООН — NINURSO. Выполнение резолюции ООН сразу же столкнулось с двумя серьезными проблемами:
1. кто имеет право голоса? В «Южных провинциях», как их называли в Марокко, сложилось соотношение между переселенцами и местным населением 3 : 1.
2. какие вопросы должны быть вынесены на референдум? ПОЛИСАРИО — обязательно о независимости САДР, Марокко — против, только об автономии в составе Марокко.
После долгой паузы в 1997 году в Хьюстоне (США) опять договаривались о референдуме. Но позже оказалось, что в списки не попали переселенцы. Марокко заблокировало процесс.
В 1999 году королем Марокко стал Мухамед VI. Он предложил план широкой автономии. ПОЛИСАРИО отказался. В 2000 году появился «план Бейкера»: голосуют все. ПОЛИСАРИО и Алжир, который все время поддерживал его, выступили против. Заблокировал его и Совет Безопасности ООН. В 2003 году свой план разработал СБ ООН, где был пункт о независимости Западной Сахары. Марокко, конечно, заблокировало план. В 2007 году в штате Нью-Йорк впервые начались прямые переговоры между ПОЛИСАРИО и Марокко при участии Алжира и Мавритании. В 2008 году переговоры закончились ничем.
В ноябре 2015 года СБ ООН провел закрытое заседание по этой проблеме. САДР не приглашалась. Официальных сообщений не было. Но на всякий случай король Мухамед VI заявил: «Марокко остается в Сахаре, а Сахара остается частью Марокко навсегда».
За 40 лет конфликта ООН приняла более 70 резолюций по Западной Сахаре, демонстрируя тем самым свое полное бессилие в этом вопросе. Абсолютную пассивность проявляет миссия ООН, на которую ежегодно тратится 55 миллионов долларов. Европейский Союз, имея свои интересы и в Марокко, и в Алжире, пытается придерживаться политики нейтралитета.
САДР вначале признали 84 страны. Позже 23 из них опровергли признание, 10 — заморозили. Нерешенность проблемы по линии ООН заставила Марокко в феврале 2018 года возобновить свое членство в Африканском Союзе в надежде на его помощь.
Между тем на оккупированных территориях Марокко успешно проводит политику «мягкой силы». Почти половина бюджета страны идет на социальные программы в «Южных провинциях» — строятся дороги, порты, школы, больницы. Уровень грамотности здесь значительно выше, чем в метрополии. Местные предприниматели полностью освобождены от налогов. Потратив 12,5 млрд долларов, планируется превратить этот регион в транспортный узел всей Западной Африки. Здесь сосредоточенно 80% мирового производства фосфатов. Вокруг побережья найдены большие залежи нефти. Но международные компании не могут здесь работать из-за санкций.
Следовательно, референдум в условиях полярных позиций двух конфликтующих сторон, не может быть реальным инструментом решения проблемы. При отсутствии силовой составляющей политические, дипломатические усилия не приносят желаемого результата.
В заключение пример «успешного» проведения референдума. В результате такого демократического волеизъявления народа в 2011 году от Судана отделились южные районы, и была образованная Республика Южный Судан. Начались 7 лет почти непрерывной гражданской войны за власть. Погибли десятки тысяч человек. Более 2 млн переселенцев. Все население постоянно страдает от голода. На сегодня договорились о следующем перемирии. Было бы хорошо, если бы навсегда.
Не всегда классические демократические инструменты срабатывают в интересах народа.