Почерк Алиева
Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял решение провести выборы главы государства не в октябре, как предусматривалось, а в апреле. Решение на первый взгляд выглядит несколько странным. Что такого могло бы произойти за 5-6 месяцев, чтобы затевать весь этот сыр-бор с досрочными выборами. Ведь очевидно, что как в апреле, так и в октябре альтернативы нынешнему президенту Азербайджана нет. Реальной оппозиции в стране нет по самым разным причинам, то, что такой называется, на самом деле таковой не является. Так, бутафория как необходимое дополнение к вертикали власти. Та же, что действительно противостоит режиму, погрязла во внутренних противоречиях, дрязгах и не пользуется существенной поддержкой.
Несмотря на падение цен на нефть и девальвацию национальной валюты маната, экономическая ситуация в Азербайджане достаточно стабильная, по крайней мере по сравнению с соседями. Перспективы тоже неплохие, и с этой точки зрения президенту Алиеву спешить просто нет необходимости.
Собственно внутренней стабильности государства, достигнутой за годы правления Алиевых — отца и сына, была посвящена значительная часть выступления президента на VI съезде правящей партии «Ени Азербайджан». На нем его выдвинули кандидатом на высший государственный пост. Если внутри страны нет особых оснований для столь неординарного шага, то их следует искать во внешнеполитической сфере.
Главной проблемой Азербайджана является конфликт с Арменией вокруг Нагорного Карабаха. Несмотря на неоднократные встречи президентов двух стран, никакого продвижения в решении этой проблемы нет и она в дипломатической сфере пока не просматривается.
Что касается азербайджанского общества, то в нем накапливается усталость от дипломатического и военного тупика, в котором оказалась эта проблема. Позиции сторон настолько противоположны, что достичь компромисса очень сложно, если вообще возможно.
К тому же Армения пользуется полной поддержкой России, которая является гарантом ее существования как политического, так и экономического. Для Москвы Ереван остается форпостом на Южном Кавказе, так как существенных позиций и в Азербайджане, и в Грузии у Кремля теперь нет.
С другой стороны, внешнеполитическая изоляция, авантюры в Сирии и Украине, аннексия Крыма, усиливающиеся санкции или угроза их усиления, ухудшающаяся экономическая и финансовая ситуация существенно уменьшают возможности Кремля во внешней политике. Тратить миллиарды долларов на поддержку Крыма, Донбасса, Приднестровья, Армении, кредиты Беларуси становится не просто накладно, а уже невмоготу. Добавим трансферы Чечне, Дагестану и другим республикам Северного Кавказа, увеличивающееся количество дотационных российских регионов и картина станет совсем безрадостной.
Сирийская авантюра, как до нее украинская, развивается совсем не по кремлевским планам. Предполагался blitzkrieg, когда террористы разбегутся под ударами российской авиации и все это станет легкой прогулкой с сохранением у власти Асада и приобретением баз в Сирии. Однако, как говорит восточная пословица, война есть война, и полвойны тоже война. Россия не только все больше втягивается в сирийский конфликт, но попадает в зависимость от Анкары и Тегерана.
Именно это изменение политического расклада и уловил Алиев. Плюс изменение системы армянской власти и переход к парламентской республике. В Ереване внутренние сложности и налицо попытки консолидировать власть в условиях непростой экономической ситуации. Здесь фактор времени приобретает первостепенное значение, и Алиев решил его не терять.
Все это наглядно видно из его программной речи на VI съезде партии «Ени Азербайджан». Ясно, что проблема Нагорного Карабаха выходит на первый план и намерен Алиев решать ее с сильных позиций.
Во-первых. Поднят вопрос не только о территории Нагорного Карабаха, а даже о столице Армении Ереване. «Мы не должны забывать и не забываем о наших исторических землях. Это должно стать направлением нашей будущей деятельности, как и сейчас мы работаем в этом направлении. Нашими историческими землями являются Ереванское ханство, Зангезур-Гейча … Потому что Ереван — это наша историческая земля, и мы, азербайджанцы, должны вернуться на эти земли. Это — наша политическая и стратегическая цель, и мы поэтапно должны приближаться к этой цели». Реакцию в Армении на такое заявление нетрудно представить, но это нисколько Алиева не остановило. Более того, такая реакция прогнозировалась и этот пассаж из его речи на это и был рассчитан.
Другими словами, сделана важнейшая политическая заявка на будущих переговорах. Баку не ограничивается одним Карабахом, и в Ереване должны отдавать в этом отчет.
Во-вторых. Турция — главный союзник Азербайджана - демонстрирует не только внешнеполитическую свободу, но и возрастающую агрессивность. Без особых оглядок как на Москву и Тегеран, но также на Вашингтон и Брюссель. Соответственно в Баку вправе рассчитывать на еще большую поддержку в конфликте с Арменией и сдерживающее влияние Анкары на Москву. Судя по очень осторожной реакции Кремля на атаки израильской авиации на позиции иранских сил и сирийской правительственной армии, а также фактическое молчание по поводу обстрела американской авиацией позиций последней вместе с проиранскими подразделениями, такие расчеты имеют под собой веские основания.
В-третьих. Мандат Алиеву необходим в ближайшее время, так как уже весной следует ожидать перемен в международной обстановке. В Москве носятся с идеями каких-то далеко идущих изменений после очередного избрания Путина в марте. С учетом кадровых перемен российская власть начнет полноценно функционировать где-то в мае. Алиев должен быть готов к этому моменту для серьезных переговоров.
В-четвертых. Есть у Алиева и еще один козырь. В любой момент он может начать военное решение проблемы Нагорного Карабаха. И здесь политически Армения и Россия находятся не в самой лучшей позиции. Им рассчитывать просто не на кого. Азербайджанская армия существенно усилилась и хорошо вооружена. Конечно, военная фаза конфликта связана с потерями, но задача отвоевать весь Карабах сейчас и не ставится. Достаточно какого-то частного успеха в отвоевании части отторгнутой территории. Нужно показать Еревану и Москве возросшие возможности азербайджанской армии и после этого закрепить все это на переговорах.
При поддержке Турции и нейтралитете Ирана, уже давно недовольного поведением России в Сирии, все это в Баку представляется вполне достижимым.
Москва и Ереван учитывают такой расклад, и поэтому президенты Армении и Азербайджана начали улыбаться друг другу. От этого их позиции не изменились, но, возможно, начало положено.
Внутренняя стабильность Азербайджана в интересах Украины. Хотя досрочные выборы означают перенос визита Ильхама Алиева в Киев, он намечался на апрель, наши двухсторонние отношения от этого не пострадают. Большая политическая свобода Баку во внешнеполитической области и возможное ослабление напряженности на Южном Кавказе приблизит и решение конфликта на Донбассе. Нам бы этого очень хотелось.