Подготовка к конфликту
Игорь Коломойский предложил новоизбранному президенту не слушать Запад и ударить дефолтом по бездорожью. Эксперты уже разложили по полочкам последствия воплощения в жизнь такого сценария. Похоже, что и в команде Зеленского не в восторге от советов олигарха. Бывший министр экономики Александр Данилюк уже объявил, что это частное мнение Коломойского; что у Украины есть все возможности выполнить условия для получения очередного транша МВФ. К слову, идея отказаться платить по внешним долгам пока не находит публичной поддержки и у нового президента. Но и возражений от главы государства тоже не слышно. Вопрос не в том, о чем олигарх рассказывает в своих интервью. А в том, что Зеленский молчит и не дает публичной оценки заявлениям своего бывшего бизнес-партнера. Обсуждение последствий - вот что стоило бы вынести на всеобщее обозрение.
Казалось бы. А почему бы Коломойскому не поговорить? Он частное лицо, который вызывает в свете результатов президентских выборов и судебных споров вокруг Приватбанка большой интерес у отечественных и мировых СМИ. Среди украинских медийщиков уже ширится анекдот, что в нападающем, который в темном переулке прыгнул на журналиста, прохожие узнали Игоря Валерьевича. Он просто не справился с непреодолимым желанием дать кому-то очередное интервью. Пусть говорит. Всегда есть Данилюк, или еще кто-то, кто опровергнет полет фантазии Коломойского. Он и глава политической партии "Слуга народа", советник президента Украины по политическим вопросам Дмитрий Разумков, сказал, что не поддерживает идею о дефолте. Более того, назвал его "малоэффективным путем", которым Украина "вряд ли сможет пойти". Вот только откровения Коломойского опубликовал Financial Times, упомянув при этом и адвоката Андрея Богдана, и влияние, которое окружение Коломойского имеет на нового президента. А Разумков и Данилюк выразили свое личное мнение местным СМИ. Поэтому имеем одно частное мнение Коломойского против двух субъективных соображений советников Зеленского.
Молчание Зеленского объясняется чуть ли не каждый день многими экспертами. Одни считают, что так он пытается удержать свой пестрый электорат. Другие, что, будучи в принципе согласным с озвученными тезисами, президент Зеленский не хочет заранее мобилизовывать оппонентов. Причин может быть много. В конце концов, он может не понимать, к каким последствиям приводит его молчание. Но такой опытный интриган, как Коломойский, не может не знать, что слухи о возможности дефолта в Украине оттолкнут от нее инвесторов. А это - потери. С точки зрения западной традиции публичных коммуникаций президент должен реагировать лично. Там, где Глава государства молчит, скандальное мнение влиятельного олигарха приобретает еще более разрушительную силу.
Давайте вспомним, что нагнетание неопределенности было предвыборной технологией штаба Зеленского. Сам кандидат решился на полноценное интервью всего несколько раз. И каждый раз звучало что-то вроде "договориться посередине". А потом выходили в эфиры его советники и объясняли, что Зеленский не то имел в виду, и бросали что-то новое, типа "язык, вера, история, территория - за скобки". При этом кандидат в тот момент уже молчал и ничего не объяснял и не опровергал. Эта технология основывается на реакции оппонента. "Какая разница, что мы говорим, если пока они опровергают, или спрашивают нас - они нас делают узнаваемыми". Чем более провокационным будет заявление, тем чаще его повторят журналисты, эксперты, политики. Молчание "виновника скандала" создает ситуацию неопределенности, повышает уровень агрессии в обществе. Но, кого это интересует! Ведь на лозунге «разделяй, чтобы властвовать" делалась не одна политическая карьера.
И вот сейчас, когда выборы закончены, технология продолжает работать. Теперь уже не только для политической борьбы с оппозицией. Но и для того, чтобы приучить своих сторонников к тому, что дефолт - это хорошо; прямое нарушение Конституции - не проблема; референдум о переговорах с Россией и ОРДЛО - не капитуляция, если все это осуществляется ради мира. Одновременно, как контраргумент скандальным тезисам, которые бросает не только Зеленский, но и его окружение, формируется лагерь оппонентов. Напряжение в обществе растет. Несложно заметить, сколько грязи вылили сторонники Зеленского на несовершеннолетнюю девушку из Ровно Дарью Коц прямо на странице президента за акцию протеста за его импичмент. И снова молчание. Ни одной просьбы прекратить травлю. Ни одного приглашения девушки и другого протестующего к себе. Ни жизнеутверждающего селфи как призыв к обществу прекратить терроризировать друг друга.
Несложно догадаться, что ухудшение в экономике приведет к социальному недовольству. Попытки договориться с Россией, провести прямые переговоры с руководителями оккупированных частей Донбасса - до взрыва протестов патриотической общественности. А подавление гражданских прав и свобод в Украине гарантированно приведет к распаду антипутинской коалиции в мире. Но Коломойский направляет сигнал финансистам Запада, пытаясь усложнить экономическую ситуацию в Украине, а Богдан настаивает на референдуме, раздражая патриотов. Есть и другие сигналы, которые считывает общество и о которых молчит президент.
Учитывая и другие опасные предложения, и двусмысленные действия, связанные с людьми Коломойского - они же чиновники Владимира Зеленского - складывается впечатление, что кому-то очень хочется спровоцировать страну на внутреннее противостояние.
Первое, о чем президент должен позаботиться - это публичное отстранения от Коломойского и его людей. Но он этого не делает. Почему? Не хочет? Не понимает? Не является субъектным?
Не с депутатами стоит переругиваться, а выводить из тени людей, которые откровенно провоцируют общественное противостояние. Наглость, с которой нарочито подчеркивается влияние, имеющее на главу украинского государства "частные лица" - это же провокация и против Зеленского. Когда-нибудь разговоры о дефолте, массовые аресты и сотрудничество с агрессором повлекут взрыв ненависти у украинских граждан, именно потому, что они не вызывают сопротивления у украинского президента.