«Полигон» для возвращения...
Имеет ли саммит «Россия — Африка» отношение к Украине? Имеет. НепосредственноеЧто происходит в России и с Россией, должно быть для нас не столько предметом заинтересованности, сколько постоянной необходимостью: Россия — наш сосед навсегда. И все, что с ней происходит, имеет прямое или опосредствованное отношение к Украине. Изменится ли она в лучшую сторону или нет — кто знает. И когда. Печальнее всего то, что руководство страны может и измениться, а вот изменится ли менталитет народа, каким он является на сегодняшний день и каким его делают? Я не уверен, что имперское, пренебрежительное отношение к соседям и прежде всего к славянам, которых они считают второстепенными по отношению к себе, можно легко изменить даже при действительно демократическом правлении. Следовательно, этого соседа нужно знать, знать, что он делает, что планирует и, при возможности, минимизировать для нас риски с его стороны.
Занимаясь Африкой, я на ее примере пытаюсь показать некоторые шаги мощной, профессиональной политики России в ее стремлении возобновить свое место среди глобальных игроков, как во времена СССР. Как раз Африка является тем полигоном, где Россия активно проводит такую политику. Наиболее показательным является проведение в Сочи 23—24 октября первого саммита «Россия — Африка».
Подготовка к саммиту продолжалась почти два года. Весь дипломатический корпус занимался тем, чтобы гарантировать присутствие на саммите всех (!) африканских стран. И эта задача была выполнена. В начале октября была выпущена памятная серебряная монета «Саммит «Россия — Африка». В меню местных ресторанов и кафе ввели блюда африканской кухни. Спикерами саммита были Президент России В. Путин и Президент Египта, он же председатель Африканского Союза Абдель Фаттах ас-Сиси. Присутствовали все (!) 54 страны Африки — враждующие, конфликтующие, не забывая оскорблений от соседей. 43 из них были представлены президентами и премьер-министрами, 11 — министрами, послами. Всего около 3 000 человек. Кроме того — около 10 000 представителей российских деловых кругов. Президент В. Путин провел встречи с 14 главами государств и правительств, среди них — ЮАР, Нигерия, ДРК, Эфиопия, Алжир, Судан, Ангола, Кения, ЦАР. Было проведено 30 деловых сессий. Подписано 500 соглашений на сумму почти 13 млрд долларов (в среднем 26 млн долларов на одно соглашение — не много). Главный доклад — «Россия — Африка: общий взгляд в 2030 год». В ней В. Путин констатировал : «Африка становится центром мировой экономики». А также подтвердил о списании 20 млрд долларов старых долгов России. По окончании была принята Декларация из 47 пунктов. Подписан Меморандум о взаимопонимании между Африканским Союзом и Евразийским экономическим союзом. Договорились повторять такие саммиты каждые три года (вначале думали каждых два года, но дорого, 73 млн долларов). Это все общеизвестные факты. С чем подошла Россия к этому нерядовому для глобальной политики событию?
Газета «День» уже освещала политику России в Африке («День» № 146, 15. 08. 2019). Стоит еще раз коротко вспомнить об основных моментах.
За предыдущие два десятилетия объем внешней торговли РФ с Африкой вырос приблизительно в 10 раз. Самый заметный рост произошел за последние годы (2014—2017 гг.) — на 40% . Санкции против России после оккупации Крыма и агрессии на Востоке Украины заставили Россию активизировать поиски новых рынков. Но в абсолютных цифрах товарооборот с Африкой небольшой — 20 млрд долларов. Для сравнения: ЕС — 300 млрд, Китай — 240 млрд, США — 120 млрд. Отсюда и незначительное на сегодняшний день место африканского рынка во внешней торговле РФ — около 2%. Причем от 70% до 80% ее приходится на страны Северной Африки. Из этих 20 млрд 12 млрд — это финансирование развития экономической зоны в Египте. В Тропической Африке четверть торговли приходится на 4 страны — ЮАР, Ангола, Нигерия, Кот-д’Ивуар. Это — 3,5 млрд. За последнее десятилетие рост в 3 раза. Довольно простая структура товарооборота. Четверть российского экспорта составляют продукты питания и сельхозсырье и они же составляют 65% импорта. Топливо в разных вариантах — еще 25% экспорта и 8% — минеральное сырье. Оборудование и транспорт — 0,7% экспорта и 1,9% импорта. За «досаммитовский» период РФ смогла найти и закрепить за собой собственную конкурентоспособную нишу — поставки оружия и его обслуживание, в том числе подготовка соответствующих кадров. Около 30% импорта оружия странами Африки приходится на Россию; для России это составляет 40% ее экспорта.
Не все в России складывалось так, как хотелось: свергли многолетнего друга Путина президента Судана О. аль-Башира; умер еще один друг Путина Роберт Мугабе в Зимбабве; проиграли поддерживаемые россиянами кандидаты на Мадагаскаре и в ДРК; не удалось подписать договор с ЮАР на строительство АЭС; не договорились с Джибути о военной базе (их там уже 11); «Лукойл» отказался от инвестиционных планов в Гане, Камеруне и Нигерии, понеся при этом значительные потери. Необходимо при этом заметить, что на сегодняшний день страны Африки интересует не столько торговля, ксколько инвестиции. А их со стороны России мало. Отдельные примеры (Алроса, Лукойл, Росатом, Трасмашхолдинг и другие) не изменяют второстепенной роли России как потенциального инвестора. Хотя у нее есть ряд преимуществ — отсутствие колониального прошлого и заметная роль в борьбе африканских стран за независимость; отсутствие внимания к нарушению прав человека; определенное равноправие партнеров и взаимная выгода; и еще одна — незначительный по сравнению с китайцами импорт из России не угрожает существованию местной промышленности.
Саммит, с одной стороны, должен был подвести своеобразный итог первому этапу нового завоевания Африки Россией после распада СССР. Этапа, когда она начала восстанавливать утраченные со времен СССР позиции, налаживать новые связи с местными элитами, многие из которых учились в советских вузах (а Украина, кстати, «специализировалась» преимущественно на обучении африканцев), искать свое место на африканских рынках среди других игроков. С другой стороны, саммит с учетом приобретенного опыта должен был сформулировать новые задачи, начертить и зафиксировать новые направления и новые методы работы, расширить круг своих надежных союзников, а следовательно, используя Африку, сделать серьезный шаг к возобновлению России как глобального игрока.
Решая эти задачи, на саммите обсуждались такие основные блоки вопросов:
1. Добыча углеводородов (нефть, газ) как одного из главных природных ресурсов Африки. Главными игроками здесь остаются «Газпром» (Алжир, Ливия), «Роснефть» (20 проектов в Нигерии), тот же «Лукойл» (Египет). Три страны — Южній Судан, Руанда и Экваториальная Гвинея подписали с «Росгеология» меморандум о разведке углеводородов. Интересно, что во время встречи В. Путина с президентом Нигерии М. Бухари возобновился разговор о казалось бы уже забытом Панафриканском газопроводе от Нигерии через 13 стран Западной Африки в Марокко, а дальше через Испанию в Европу. «Газпром» выразил желание подключиться к его реализации. Хотя этот газопровод может существенно уменьшить зависимость Европы от российского газа. Странно, но кажется, россияне могут так его строить, что потребность в газе естественным образом умрет.
2. Атомная энергетика. Много разговоров. Специалисты утверждают, что для традиционных АЭС в африканских странах нет соответствующих электросетей. Россияне думают над малогабаритными АЭС. Подписаны предварительные соглашения с Египтом (это наиболее реально), Нигерией, Суданом, Кенией, Ганой, Замбией, Угандой; интересуется Руанда. Дело упирается в стоимость.
3. Добыча минеральных ресурсов. Почти со всеми странами подписаны соглашения о геологической разведке, о разработке новых месторождений, о подготовке кадров. «Русал» договаривался об открытии в Гвинее закрытого в 2012 году НПЗ. В. Путин и М. Бухари говорили о необходимости достройки металлургического комбината в Аджаокуте на базе собственного сырья, который начал строить еще СССР в 1979 году. Это направление сотрудничества было основным во всех контактах.
4. И, конечно, кадры — подготовка специалистов в российских вузах. Это выгодно для обеих сторон. Сейчас в России учатся около 17 000 африканцев. Но российский интерес еще и такой: за 10 лет количество российских студентов уменьшилось на 40%. А вузам нужны деньги на существование. И африканские студенты помогли бы эту проблему решить.
5. Сквозной темой была проблема военно-технического сотрудничества (ВТС). Это то направление сотрудничества, где Россия чувствует себя наиболее уверенно.
Пять стран Сахеля (Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад), которые постоянно страдают от терроризма, обсудили возможность размещения в их странах российских военных баз. Намибия пригласила к себе военных советников. ЦАР продолжила разговор об обустройстве российской военной базы. Эфиопия подписала контракт на поставку зенитно-ракетного комплексу «Панцирь», а Нигер — на поставку 12 ударного вертолета, Алжир — на покупку вооружения на сумму 7,5 млрд долларов. О поставках оружия говорила Эритрея. В. Путин напомнил, что за 5 лет в России получили военное образование 2 500 африканцев. А также предложил построить в Африке завод по производству стрелецкого оружия и боеприпасов.
Кроме того, каждая страна решала во время двусторонних встреч и другие свои проблемы. Египет и Эфиопия при посредничестве В. Путина пытались уладить конфликт вокруг строительства дамбы «Возрождение» на Голубом Ниле в Эфиопии. Нигерия договорилась с РЖД о строительстве железной дороги Лагос — Калабар и о проектировании перспектив развития железнодорожного транспорта в стране. Намибия пригласила российские компании разрабатывать месторождения урана. Премьер-министр Танзании провел переговоры с 8 российскими компаниями. Интересная вещь: российская дочь бывшего президента Анголы душ-Сантуша Изабель, миллардерша по версии Форбс, решила после Сочи инвестировать в российские высокие технологии. Зов крови, однако.
Все это дало основания В. Путину заявить, что через 3 года они увеличат товарооборот с Африкой в 2 раза. И уже на следующий день он провел ряд совещаний по реализации достигнутых договоренностей.
Кремлевские политики не замыкались исключительно на саммите, но и создавали определенную атмосферу для его успешного результата с точки зрения России.
За день до открытия саммита В. Путин и президент Турции Е. Эрдоган здесь же, в Сочи, «разделили» северную Сирию. В. Путин стал «королем» Ближнего Востока, как пишут некоторые западные СМИ, заставив отступить США. Не менее интересен другой факт. Именно в день открытия саммита в ЮАР, у Кейптауна приземлился отряд военных самолетов России — ракетоносцы Ту-60, «Руслан» и еще пару АНов. Конечно, это не случайное совпадение во времени. Российские политики умеют работать с символами. Первые для Африки совместные российско-африканские военно-воздушные учения должны были показать всем за пределами Африки, что африканская политика России опирается не только на красивые слова, но и на самих надежных союзников — армию, авиацию и флот. Интересно, что некоторые западные политологи-конспирологи видят в этих учебах кирпич в выстраивании пути к Антарктиде. Цепь военных баз, которая начинается в Крыму, через морскую базу в Тартусе (Сирия), базу в Египте, в Судане (еще обсуждается), на севере Мозамбика (готовится), в ЮАР (в Сочи уже начались переговоры) заканчивается на российской базе «Восток», которая активно модернизируется. Пока мы лишь иногда вспоминаем и жалуемся на экологию («День» № 195—196, 25—26.2019), россияне изменение климата уже включили в свои геополитические планы: лед сойдет и откроется доступ к еще неизвестным богатствам континента. Так же как и в Арктике.
Удалось ли России добиться в Сочи желаемого? Приведу мнение влиятельного английского журнала «Экономист» за 27.10.2019 р.: «Африканские лидеры считают Российскую Федерацию одним из многих ухажеров. Путин хочет, чтобы африканцы стали воспринимать Россию как крупное государство. Но в Сочи ему этого добиться не удалось». На мой взгляд, скепсис со стороны бывшей хозяйки значительной части Африки, которая после выхода из ЕС планирует вернуться туда, несколько преувеличен. Время покажет.
Имеет ли саммит «Россия — Африка» какое-то отношение к Украине? Имеет. Непосредственное.
1. С помощью саммита значительно усилились геополитические позиции России (добавляя и укрепление позиций России на Ближнем Востоке). А усиление нашего врага — это большой минус Украины и ослабление ее позиций на международной арене. Если до этого времени абсолютное большинство африканских стран в ООН при голосовании проукраинских резолюций, как правило, воздерживались или не голосовали вообще, то после саммита к традиционным пророссийским странам (ЮАР, Судан, Зимбабве) могут присоединиться еще несколько.
2. Усиление экономических, военно-политических позиций России в Африке значительно суживает перспективы Украины в этом регионе. Это — если вызреет наконец африканская политика Украины. Кто не спешит, тот опаздывает.
3. Саммит еще раз подтвердил несостоятельность внешней политики Украины. Одна из главных ее задач — поиск, расширение и закрепление круга друзей, симпатиков, партнеров страны по всем важным для нее вопросам. Мы же игнорируем 50 стран не только на политическом уровне, но и на индивидуальном. Мы не работаем целеустремленно с десятками тысяч выпускников украинских вузов, которые могли бы быть и проводниками, и защитниками наших интересов. НАТО, ЕС — это хорошо и правильно. Но это не должно исключать другие направления внешней политики.
24 октября в Дипломатической академии МИД состоялся «круглый стол» о перспективах Украины на Ближнем Востоке и в Африке. Исходя из слабых позиций Украины в Африке, один из спикеров предложил работать там вместе со США. В прошлом году бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон объявил о новой стратегии США по отношению к Африке, одним из важных пунктов которой было противодействие влиянию Китая и России. То есть вместе со США мы должны были бы конфликтовать не только с Россией (этому есть объяснение), но и с Китаем. Имея головную боль после попытки вмешаться во внутреннюю политику США, рекомендуется вмешаться теперь в политические игры на глобальном уровне. Американского урока мало?
Руслан ГАРБАР, директор «Центра африканских исследований»