Перейти к основному содержанию

Последний торг политиков за Украину

Народ очень неохотно пошел на выборы. И об этом стоит задуматься
28 октября, 10:28
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / День

Окончились выборы, закрылись участки, начался подсчет голосов. Карты уже положили на стол и по очереди открывают масти. Хотя все или почти все было понятно еще до начала голосования. Оставалась интрига исключительно в пределах разрыва между теми, кто пройдет в Верховную Раду. Киевляне уверенно утверждали, что коммунисты в Раду на этот раз не пройдут, и таки оказались правы. Сами же коммунисты, которые все время манипулировали поверхностными вещами, стали теперь сами лоскутом фокусника, которым последний прикрывает зайца. Или кролика. Теперь можно отвлечь внимание на них — Ленинов свергли, коммунистов в Раду не пустили. Регионалы вообще растворились в новых названиях и блоках. И это отдельным пунктом озвучил Президент, правда, забывая объяснить причины этого факта. Благодаря чему не будет коммунистов в Раде? Благодаря успехам команды Порошенко? Благодаря эволюции сознания общества? Или за счет сдачи территорий под видом перемирий и соглашений? Избиратели радуются. Ради такого можно и от Донбасса отказаться. Тем более что мы от него вроде бы не отказались, а наоборот — победили. Именно такие слова звучат иногда из уст Президента. Мы добились мира! А это значит, что призыва в ближайшее время не будет и можно спокойно кричать «Слава Украине!» в залах на веселых торжествах, а не в окопах.

Луценко убежден — мы остановили агрессию России. И вот такие реплики в речах, поверьте, режут до глубины души. Россию остановили Одесса и Харьков, Днепропетровск и Запорожье, волонтеры и добровольцы, а не «мы». Кто это «мы»? Продажные чиновники? Далекие от реалий войны генералы? Можно понимать дипломатические и осторожные формулировки, но нельзя нормально воспринимать откровенный блеф. Июньское перемирие Луценко выдает за временной люфт, благодаря которому армия стала на ноги. Успешные рейды батальонов, нивелируемые бездарным командованием, выдает за прекращение действий российких войск. Бегает по залу «Мистецького арсеналу» нервно усмехающийся Гелетей. И так хочется ему задать откровенный вопрос, но это уже будет не журналистика, а ругань. Поэтому, случайно натолкнувшись на журналиста Павла Шеремета, обращаюсь к нему с вопросом, как к знатоку России, реален ли конструктивный диалог между Кремлем и украинской властью, которая теперь должна быть фактически абсолютизирована Порошенко? Шеремет отвечает скептически. Вряд ли что-то хорошее можно ожидать от Кремля. Путин будет продолжать грызть Украину, но, правда, сейчас находится в таком состоянии, когда любое его решение будет ошибочным.

На мой вопрос, адресованный Юрию Луценко, будет ли новый парламент в случае подписания коалиционного соглашения продолжать консервировать конфликт на Донбассе «перемириями» либо обеспечит реализацию более решительных действий, Луценко ответил, что решительные действия нужны, но в русле мирного пути. Это так сказать и с рыбкой, и с сухими сапогами. И вообще Луценко, по его словам, не хуже меня знает, что происходит на Донбассе, ведь у него там сын волонтер. Ну как здесь поспорить? Отрезал. Формулы ответов у соратников Порошенко тождественны патрону. Порошенко принял армию без армии. Перемирие обеспечило объединение сил и успешный прорыв. Ну а пугать судьбой луганчан их не нужно, потому что они сами все знают и все видели, потому что у них там, оказывается, дети. Была уже армия до Порошенко и есть! Причем с очень сильным боевым духом. Успех операции по освобождению Донбасса был похоронен кадрами Президента. А луганчане и представители Донецка хотят чувствовать себя гражданами страны, которая способна их защитить, где бы они ни были и какими бы они ни были. Потому что государство — это в первую очередь гражданин. Иначе — это квази-пространство, которое рушится в определенный, иногда совсем неожиданный момент.

Президент дал четко понять, что формирование коалиции в Верховной Раде будет исходить из доминирования его блока. Луценко вообще поспешил сказать, что они уже сейчас начнут подписывать с «силами Майдана» соглашение, хотя среди журналистов потом заметил, сказав не в микрофон, что «не знает — когда». Обычно карта, несмотря на несущественную разницу в процентах голосов за Блок Порошенко и Народный Фронт, идет в руки Президента. Так или иначе — коалиция будет. Признавать, кого может предложить Президент как альтернативу Яценюку, Порошенко отказывается. Зря, добравшись таки до Киева, Евгений Киселев спрашивал и Юрия Луценко, и Петра Порошенко о возможной кандидатуре на этот пост. Молчат, но намекают, что в случае чего, то, так сказать, незаменимых людей не существует. Все это будет зависеть от того, будет ли Яценюк готов к «единому плану реформ». Конечно, никто до таких эксцессов доводить не будет. Это невыгодно и не нужно никому. В конце концов полнота власти теперь реально концентрируется в руках Порошенко. И, честно говоря, я бы не видел в этом ничего плохого во время такого кризиса и такой войны. Вертикаль власти в такие времена должна быть крепкой. Пугает другое: Президент продолжает говорить о мире, которого на самом деле не существует, продолжает наслаждаться победой над коммунистами и регионалами, которые на самом деле никуда не делись, потому что остался их обиженный электорат. Президент и его команда как мантру повторяют скучное слово «реформы», перемешивая его со словом «майдан». И от этого еще мутит еще больше. Более того, становится жутко, отвратительно и больно. Больно, особенно, когда смотришь в глаза Мустафы Джемилева, в которых читается обреченность, несмотря на то, что он победитель. «Мы с Чубаровым в Крыму персоны нон грата», — говорит он, и меня эти слова бьют током, потому что я точно так же не могу вернуться в свое жилище.

Но кому это нужно, если есть игрушки и безделушки, которыми так искусно научились играться кукольники. У них есть битые коммунисты, проекты, лейбы батальонов, призывы к единению и реформы, которых никто за 23 года не видел. И, как видим, тема жива. Со скрежетом, но явка и проценты набрались. Замечу — низкая явка, если бы не оправдывал ее Луценко. Народ очень неохотно пошел на выборы, и об этом стоит задуматься. Народ не воспринимает всерьез масти, которые перед ним раскладывают. Он не хочет голосовать, потому что знает — обманут. Апатия и фрустрация — предвестники бури. А еще стоит задуматься о том, что никуда не делись так называемые оппозиционеры. Ну а мажоритарщики — это вообще люди без лица, несмотря на якобы конкретную персонификацию. Последняя игра, на кону которой стоит наша страна, продолжается, и кто-то вошел в победный раж. В этом казино все стены в зеркалах и нет окон, поэтому, возможно, кто-то перестал чувствовать время. Время, которое уходит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать