Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Право на коллективное выживание

10 августа, 14:43

Директор Amnesty International Ukraine Оксана Покальчук дала обширное интервью "Цензор.Нет". Комментируя работу организации, Покальчук сказала, что самыми значительными результатами их деятельности за прошлый год она считает исследование "Тебя не существует", в котором рассказывается о "тайных тюрьмах СБУ", проведение Киев-Прайда и отчет о правовой ситуации в Крыму. Бог с ним, с тем Прайдом, поговорим о тайных тюрьмах. Тем более, что по словах главы правозащитного подразделения, украинцы не совсем понимают специфику работы Amnesty International.

Правозащитники часто слышат в свой адрес обвинения в работе на Москву. "Все стороны конфликта в равной степени обязаны придерживаться прав человека. Когда мы презентовали это исследование, то об этом говорили... Но для нас очень сложным был внутренний вопрос о том, можем ли мы делать это в пропорции 50 на 50, - ведь существует опасность того, что наши намерения истолкуют так: мы, дескать, подвергли ту сторону такому же уровню критики", - говорит глава правозащитной организации. О какой такой "той стороне"печется Оксана Покальчук? О России? - Ничуть. О ней ни слова. Россия присутствует как страна, которая высказала поддержку "фактической власти ДНР и ЛНР". Определять пострадавшую сторону не входит в компетенцию правозащитных организаций, говорит Оксана Покальчук. И рекомендует всем критикам сначала прочитать отчет, где помимо "тайных тюрьм СБУ"рассказаны истории узников боевиков. Ну что ж. Читаем.

В отчете представлено равное число случаев незаконного удержания мирных жителей под стражей как украинской, так и оккупационной стороной. Два явления как бы уравниваются. В тексте, содержатся, например, такие формулировки: "Спортивная школа около кинотеатра "Союз", которую боевики добровольческого батальона "Азов"используют как базу". Ладно, если бы эти слова были прямой речью "пострадавшего". Тот кого СБУ тайно заключило под стражу вполне мог бы считать азовцев "боевиками". Но нет же! Эти строки принадлежат перу правозащитников.

Или еще отрывок. "Константиновка находилась под контролем сепаратистских сил несколько недель, пока ее не захватили Украинские вооруженные силы". То есть боевики спокойно контролировали Константиновку, пока не пришли украинские военные и не захватили ее. Захватили, а не освободили.

Или еще пример. Об истории возникновения конфликта на Донбассе: "В середине марта 2014 года Служба безопасности Украины и Министерство внутренних дел Украины начали военные действия против повстанцев; правительство назвало это "антитеррористической операцией". И все. Никаких тебе Гиркиных, мученической смерти депутата Рыбака и других украинцев от рук российских диверсантов. "Антитеррористическая операция"в кавычках, а "повстанцы" - нет. Напоминаю, что этот отчет лег на стол всем мировым политикам. Такие исследования формируют в мире точку зрения об Украине лучше, чем любые пропагандистские телеканалы.

Примеров "уравнивания"агрессора и жертвы в тексте еще много. Показательной является также история некоего "Вадима" - риелтора, которого, по его словам, задерживали дважды. Один раз в Славянске 9 апреля 2015 года, а второй раз в оккупированном Донецке 25 мая. Украинские военные жестоко пытали Вадима, ломали ему кости, подключали к нему оголенные провода. А потом отпустили. 23 мая Вадим вернулся в оккупированный Донецк, и тут же снова был арестован по подозрению в "перевербовке". Ну как, "тут же". Вадима задержали после того, как "его знакомый из спецслужб местного МГБ"назначил ему встречу. Очевидно, для того, чтобы подробно расспросить о "тайных тюрьмах СБУ". 25 мая Вадим попадает "на подвал". Там на него громко кричат, срываю с груди крестик, дают пару подзатыльников и 1 августа, то есть через два месяца, отпускают. Если просто сравнить описание двух "пыточных" - украинской и бандитской, то "заплечных дел захаровцы"выглядят чуть ли не институтками. Немного истерик, немного мата и все. Ни тебе тока, ни поломанных костей. Далее слово правозащитникам: "3 августа Вадим прошел медицинское обследование в больнице Донецка. К тому времени синяки от побоев, (причиненных украинскими военными и спецслужбами ДНР) уже исчезли, но рентген подтвердил, что два пальца на левой руке были недавно поломаны". Чудо! Правда же? О том кто ломал пальцы прямо не сказано. Но учитывая, как в отчете описаны две стороны: украинская и боевики ... Остальное, как говориться, додумайте сами. В декабре 2015 года Вадим подал иск в ЕСПЧ на Украину и на то непонятное образование, которое никак не определится, "Малороссия"оно, или независимая республика. Все справки, включая рентген из Донецкой больницы, рапортуют нам Amnesty International, приобщены к материалам дела.

Умело смешивая кейсы, ставя в один ряд органы государственной власти Украины и не ограниченных ничем вооруженных бандитов, правозащитники полностью подрывают доверие не только к себе, но и к праву как явлению. Но главное, оказываясь в руках мировых политиков, отчеты правозащитных организаций только укрепляют информационный конструкт о "гражданской войне"и одинаковой ответственности за атмосферу бессправия на Донбассе, которую миром распространяет путинская пропаганда. Никто не спорит, что незаконное удержание под стражей недопустимо. Но уравнивать украинское государство, которое правозащитники подозревают в 16 случаях незаконного удержания под стражей с военно-уголовной диктатурой, орудующей на оккупированных территориях, - это уж слишком. Правозащитным организациям, лучше чем кому бы то ни было известно, что в зоне контроля оккупантов до сих пор невозможно определить точное число погибших и пропавших без вести.

Моральная слепота, попытки возложить равную ответственность на все стороны подтачивает право украинцев на защиту от более сильного и бесчестного агрессора. Под прикрытием защиты прав запускается механизм "морального разоружения". Жертву агрессии убеждают в том, что она виновата не меньше напавшего. Ведь методы-то у них одинаковые. "Чем вы отличаетесь от оккупантов, если защищаясь, также применяете насилие?". Благодаря таким увещеваниям жертва агрессии вместо того, чтобы продумывать стратегии выживания, должна начать тонуть в чувстве стыда и вины. Социальные установки учат нас, что агрессия - это плохо в любом случае. Но инстинкты вынуждают в момент опасности замирать, бежать или драться. Все это тоже проявление агрессии, разные ее формы. Те, кто уверяют нас в том, что в любом конфликте виноваты обе стороны, просто пытаются перевести активную агрессию в пассивную форму. Вместо того, чтобы противодействовать агрессору, нам навязывают только одно проявление природной агрессии - замирание, ничего не делание.

Так что же делать, просите вы. Как реализовывать право на самозащиту и при этом не потерять человеческое лицо, не уподобиться ему? Внимательно читать отчеты международных правозащитных организаций и делать свои выводы. Тонуть в навязанном чувстве вины, бежать, бросая свои дома, или драться за себя и свою землю - это только наш выбор. Наше право на коллективное выживание.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать