Прекратите деморализовать войска!

Украинские войска в Донбассе сейчас отступают. Не только потому, что в бой вступили элитные российские регулярные танковые и механизированные части и соединения, поддерживаемые штурмовиками и вертолетами, против которых с имеющейся техникой воевать трудно. Но и потому, что после Иловайска у бойцов и командиров на фронте нет доверия к командованию АТО. Надо называть вещи своими именами: под Иловайском произошел разгром наших частей. Он привел к большим человеческим потерям (которые сейчас засекречены) и небывалому до сих пор количеству взятых россиянами и террористами пленных (называют цифры в 700-800 человек). Потеряна и тяжелая боевая техника. Конечно, через какое-то время из остатков разбитых частей, прорвавшихся из окружения, будут созданы новые боеспособные формирования, но с каким чувством они будут идти в бой? Постоянно оглядываясь, не «сливает» их командование, не посылают ли их в новый «капкан»?
Нежелание президента заменить министра обороны (который откровенно не вызывает симпатий ни у командиров добровольческих батальонов, ни у независимых экспертов, ни у волонтеров, которые занимаются снабжением армии, в то время, когда военное ведомство откровенно саботирует это дело) и создать и возглавить Ставку главнокомандования, которая будет руководить всеми процессами, необходимыми для защиты страны, и приказы которой будут обязательными для всех структур, не имеет значения, государственных или частных, тоже деморализуют войска. Ведь всем, в том числе и фронтовикам, известно, что в тылу из-за бюрократических игрищ до сих пор стоят без использования сотни единиц бронетехники, в том числе и новейшей и модернизированной, что по непонятным причинам войска до сих пор не имеют эффективных средств противовоздушной обороны (тогда как наши танки и БТР уничтожаются ударами российской авиации) - и т. д., и т. п. Без решительной, даже демонстративной замены хотя бы части верхушки Министерства обороны генералами-фронтовиками, без «чистки» штабов от российской агентуры и банальных разгильдяев, без разжалования наиболее одиозных генералов и сокращения их общего числа хотя бы вдвое моральный дух войск не восстановится. И вообще: этот дух формируется вовсе не парадами, о чем с присущим ей апломбом заявила две недели назад известная писательница («Нет армии без парадов, а для армии, воюющей, он важен вдвойне, морально и символически»), а успехами на поле боя, доверием к политическому руководству и военному командованию и всенародной поддержкой. Даже успехов может некоторое время не быть - но и в часы поражений моральный дух войска может быть высоким, например в Великобритании, когда в самый тяжелый период войны у руля стал Уинстон Черчилль (который, кстати, насколько мне известно, не провел ни одного парада...). Политик и военный руководитель, который не врал британцам о близкой победе, а при вступлении в должность честно заявил: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Британцы знали, что правительство не капитулирует, не пойдет на мир с нацистами, не предаст своих солдат, - и только поэтому сумели год продержаться фактически в одиночестве (доминионы были далеко, за океанами) против объединенных сил всех тоталитарных государств Европы (ведь СССР в то время имел с Германией и Италией Договоры о дружбе и обеспечивал их необходимыми для войны ресурсами).
Хватит ли у политического руководства Украины черчиллевских отваги, организационных способностей и умения стоять на смерть за национальные интересы? Поверят ли снова войска политическому руководству и командованию?
А для того, чтобы поверили, чтобы моральное состояние как армейцев, так и Нацгвардии, и добровольцев существенно поднялось, чтобы войска вновь решительно сопротивлялись шайкам бандитов и российским «регулярам», власти надо немедленно, раз и навсегда прекратить всякие разговоры о «временном» или «постоянном» перемирии на Донбассе. Во-первых, потому, что войска имеют уже очень и очень горький опыт одностороннего прекращения огня. Во-вторых, потому, что террористы из «ДНР» и «ЛНР» уже заявили, что не прекратят огонь, пока «украинские каратели» не отойдут с территорий двух областей - Донецкой и Луганской, то есть фактически не капитулируют. В-третьих, потому, что в 1993 году Грузия уже подписывала с Россией и ее абхазскими марионетками два соглашения о прекращении огня, следствием чего стал полный разгром грузинской армии и 300 тысяч беженцев-грузин (и это хорошо известно на фронте, если и не всем, то, по крайней мере, украинским офицерам и бойцам добровольческих батальонов). В-четвертых, потому, что «постоянное» перемирие означает легализацию «ДНР» и «ЛНР» - а поэтому у бойцов непременно возникает ощущение неоправданности всех жертв.
Ну, и главное: психологически заявления о договоренности с Путиным о перемирии вызывают ощущение: нас опять «слили»! Разве не было договоренностей о коридоре для отхода окруженных под Иловайском украинских частей, разве россияне придерживались договоренностей, вроде бы достигнутых «на высшем уровне»? Тем более когда эти заявления начинают уточняться, корректироваться, комментироваться, а вдобавок и оспариваться российской стороной...
И вообще: если воин знает, что война будет идти до победы, он воюет. Хорошо или плохо - но воюет и знает, что самое эффективное средство, чтобы выжить в этой войне, - это убить врага и приблизить победу. А когда солдат узнает, что война продлится до перемирия, его сознательные и подсознательные психологические установки радикально меняются: он стремится дожить до перемирия. Поэтому он предпочитает не принимать бой, а отступать, «отрываться» от противника, а в случае окружения - без лишних угрызений совести сдается в плен. Ведь скоро перемирие, война никому не нужна, ее политики затеяли, а мне главное - выжить, не так ли?
Поэтому господа государственные лидеры, не деморализуйте войско непродуманными заявлениями, лучше срочно поставьте во главе проверенных генералов-фронтовиков и боевых полковников, снимите все преграды на пути оснащения соединений и частей современной техникой, всем, что нужно для жизни и боя, и помогите им снова ощутить вкус побед. Вот тогда можно будет поговорить с Путиным на равных, а не клянчить у него неизвестно что.