Перейти к основному содержанию

Приближение решения?

07 сентября, 10:53
ФОТО РЕЙТЕР

Саммит G20 вообще был посвящен проблемам экономики. Политических вопросов по возможности избегали, по крайней мере, в публичном пространстве. Тем не менее, от них никуда не уйти. Для России встреча в верхах была очень важна. Дипломатическая и экономическая изоляция дает себя знать все больше, и Москва лихорадочно ищет выход из создавшегося положения.

Поиск шел и раньше, что-то искали, на что-то надеялись, в чем-то решили подождать лучших времен. Последние никак не приходили и ожидание все затягивалось.

Вообще за победными рапортами и милитаристским угаром в виде постоянно проводимых учений скрываются все множащиеся проблемы. На юге начались учения «Кавказ-2016» с привлечением 12,5 тыс личного состава. Кроме того, в ходе внезапной проверки боеготовности Южного, Западного, Центрального военных округов, Северного флота и Воздушно-десантных войск, в частности, в Крыму были проведены сборы резервистов. Корабли Черноморского флота и Каспийской флотилии провели морские маневры и стрельбы во взаимодействии с сухопутными силами. Кроме того, была проверена готовность органов власти, государственных финансовых учреждений и предприятий ОПК к работе в условиях военного времени.

К этому следует добавить совместные с Монголией маневры «Селенга-2016» и в Южно-Китайском море впервые в истории должны пройти масштабные совместные маневры военных флотов России и КНР. Не случайно за несколько дней до этих маневров Вьетнам перебросил на архипелаг Спратли, кит. Наньша, вьет. Чыонгша, оперативно-тактические ракетные установки EXTRA, недавно купленные в Израиле. Стрелять не будут, но жест понятен.

Характерно, что в социальных сетях по случаю военных учений пользователи все больше обращают внимание на то, что пенсии заморозили, их индексации не будет и жить становится все тяжелее. В Москве это не так видно, но регионы просто задыхаются. По расчетам Аналитического кредитного рейтингового агентства, по итогам первого полугодия 2016 года объем трансфертов из федерального бюджета  регионам упал на 12%, а их доля в доходах бюджетов снизилась до 17% по сравнению с 20% в первом полугодии 2015 года. Проценты вроде бы и не слишком большие, но речь идет о сотнях миллиардов рублей. Другими словами, подавляющее большинство регионов России год завершит с дефицитом, а это невыплаченные зарплаты и непрофинансированные другие социальные расходы.

Вся надежда Москвы была на то, что Запад испугается агрессивного поведения в Украине, в Сирии, теперь в Восточной и Юго-Восточной Азии и пойдет на уступки. Ничего этого не произошло и тогда в Кремле решили расколоть западный фронт. С Германией и Францией не получилось, тогда стали обхаживать Японию.

Встреча Путина с японским премьером Абэ вроде бы привела к некоторому продвижению в застарелом конфликте вокруг четырех островов Курильской гряды. До недавнего времени Москва не хотела даже разговаривать на эту тему. Все что угодно, но только не территориальные уступки. Наверное внутреннее положение страны стало настолько сложным, что Путину пришлось наступить на горло собственным империалистическим инстинктам и согласиться на поэтапное решение проблемы. В обмен на значительные финансовые вливания. В Токио очень рады и готовы на это. Осталась решить один вопрос. Как сделать так, чтобы подведомственный народ не заподозрил торговли родиной и все-таки отдать острова японцам.

Судя по нескрываемой радости японского премьера, о чем-то договорились, и на детали отводится время до визита Путина в Токио в декабре.

Вообще перед саммитом российский президент внезапно взял примирительный тон. Его интервью агентству Bloomberg накануне Восточного форума во Владивостоке было значительно более мягким, чем раздаваемые некоторое время назад. Его вполне можно рассматривать как анонс возможных договоренностей, в частности, с президентом Обамой.

Найти выход по Сирии и Украине хотят все. По разным причинам, но хотят. Вопрос только, каким образом. Вот здесь и начинаются расхождения, причем настолько большие, что выходом из создавшегося тупика могут быть только серьезные подвижки в позициях.

По откликам из Москвы понятно, что Запад не стал отступать в Сирии и не согласился решать украинский вопрос без Киева. Вот здесь и началось движение.

Во-первых. Самовольные действия турецкого президента Эрдогана на севере Сирии существенно ослабили позицию России. Получается, что ее вполне может заместить Турция, которая готова к серьезной наземной операции против ИГ. При этом будут задеты курды и Москва поставлена в положение, что либо должна отказаться от них, либо выступить против Анкары. Ничего это делать не хочется, остается идти на уступки американцам и на основе сирийского урегулирования как-то обуздать Эрдогана. Как на это посмотрит Тегеран очень большой вопрос, но у Путина свои расчеты. Даже если придется согласиться на раздел Сирии, то остается возможность сохранить базы в Тартусе и под Алеппо.

Во-вторых. С украинским вопросом еще сложнее. В большинстве своем российским гражданам до Сирии нет никакого дела. С Украиной не так и простой уход из Донбасса как говорится чреват. Для начала пришлось согласиться на возобновление Нормандского формата. Уже сам по себе этот факт значительный удар по Путину. Пусть даже психологический. Сначала заявил, что никогда и ни за что, а теперь приходится соглашаться. Это подобно большому обвалу в горах. Здесь следует ожидать некоторого реванша. Представляется, что наших ребят на линии размежевания ждут очень горячие дни и ночи.

Тем не менее, Путину в Украине тоже придется на что-то соглашаться.

В-третьих. Донбасс — это не только дипломатическая, а и большая внутриполитическая проблема. Как пишет в редакционной статье интернет-издание «Газета.Ру» в целом следующее  провластной позиции, времени ждать другого случая нет. «Российский президент, которому, в отличие от Обамы, не обязательно уходить со своего поста и, в отличие от Меркель и Олланда, нет необходимости опасаться неблагоприятного исхода выборов, может надеяться пересидеть своих партнеров и дождаться более подходящих условий для сделки. Другое дело, что обвал российской экономики (Минфин и Минэкономразвития уже обещают нам минимальный уровень доходов бюджета за 20 лет), продолжающееся падение доходов населения и товарооборота делает нашу тактику «подождать, пока мимо тебя проплывет труп врага твоего», очень рискованной. (Курсив и выделение наши — Авт.)

В Москве поняли, что ждать снятия и даже облегчения санкций не приходится, если в самое ближайшее время не будет продемонстрировано не только желание, но и действия по урегулированию на Донбассе. Денег нет, и не предвидится. Так что на что-то нужно решаться.

В создавшихся условиях Киеву нужно быть начеку вдвойне. Путин будет изворачиваться и попытается повысить ставки по Украине в обмен на уступки в Сирии. Сейчас это для него единственная возможность добиться своего на Донбассе. Насколько Запад будет устойчив — очень большой вопрос.  И во многом он будет зависеть от внутреннего положения Украины. Пока же мы видим, что желающих раскачать его достаточно. Нашу страну снова будут испытывать на прочность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать