Приднестровье уходит от России
Приднестровский конфликт всегда рассматривался Москвой, как рычаг воздействия на Молдову и Украину. В том числе и по торможению их проевропейских устремлений.
Положение замороженного конфликта какое-то время устраивало Россию, которая добилась размещения на левом берегу Днестра своей Оперативной группы так называемых миротворцев.
Положение принципиально изменилось в 2014 году после аннексии Крыма и началом конфликта на Донбассе. В этот момент в Киеве в первую очередь, а затем в Кишиневе осознали, какую потенциальную опасность представляют не только российская войсковая группа, а сам по себе пророссийский сепаратистский регион. Вот тогда за Приднестровье взялись основательно.
Для начала были поставлены под контроль все транспортные связи Тирасполя и внешнего мира. Сделать это было совсем не сложно, так как они проходят либо через Молдову, либо через Украину. Была прекращена ротация российских военных из Оперативной группы, что повлекло за собой весьма серьезные последствия. Во-первых, пришлось для замены выбывающих привлекать местных и, во-вторых, боеспособность ее подразделений резко понизилась.
Далее Молдова и Украина создали на границе совместные таможенные посты, и теперь экспорт могли осуществлять только предприятия с молдавской регистрацией и после уплаты соответствующих налогов и сборов. Другими словами, приднестровские юридические лица оказались под двойным налоговым давлением: своим местным и молдавским. Соответственно резко уменьшились поступления в приднестровский бюджет. В Тирасполе привычно обратились к московским патронам, но там их встретили холодно. Какую-то финансовую помощь оказали, но далеко не в запрашиваемых объемах. Приднепровский особенно крупный, а это в единственном числе группа «Шериф», все понял и начал искать способы изменить направление своей деятельности. Тираспольские власти резко изменили тон, и появилась возможность для диалога.
Более жесткую позицию занял и Кишинев в отношениях с Москвой. Для начала развернули самолет с московским куратором Приднестровья вице-премьером российского правительства Дмитрием Рогозиным. Ничего не вышло из попыток пророссийского президента Додона усилить связи с Москвой. Его просто на короткое время отстранили от власти и проводили нужные решения постановлением правительства или председателя парламента.
Со своей стороны начал активную деятельность Евросоюз. В частности Приднестровью были предоставлены торговые преференции в чем-то даже большие чем Молдове, с которой у ЕС подписано соглашение об ассоциации. Результат не замедлил сказаться. По свидетельству президента Приднестровья Вадима Красносельского, в прошлом году 34% приднестровского экспорта пришлось на ЕС, а на Россию только 12%. Еще совсем недавно показатели были прямо противоположными.
Не удивительно, что в Тирасполе отказались от своей твердой позиции на переговорах с Кишиневом, и перешли к дипломатии малых шагов. Целый ряд совместных мер значительно облегчил жизнь людям на двух берегах Днестра. Произошла фактическая отмена торговой блокады Приднестровья со стороны Украины и Молдовы.
Недавно Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в рамках подгруппы провела обсуждение проблем урегулирования приднестровского конфликта. На заседании в Париже присутствовали делегации Молдовы и впервые — Приднестровья. Президент региона Вадим Красносельский сообщил, что ПАСЕ в качестве переговорной площадки была выбрана потому, что политические переговоры в формате «5+2» (Молдова, Приднестровье — стороны, Россия, Украина, ОБСЕ — посредники, ЕС и США — наблюдатели) зашли в полный тупик. Стороны не готовы их вести и поэтому то под эгидой ПАСЕ решено перейти к дипломатии малых шагов. Также состоялся диалог министра иностранных дел Приднестровья с вице-премьером Молдовы по реинтеграции в довольно благожелательной атмосфере.
Судя по всему, европейцы взялись за решение приднестровского конфликта довольно плотно. При этом они откровенно настраивают как Кишинев, так и Тирасполь на определенные уступки. Их заинтересованность имеет несколько аспектов.
Во-первых. Очень важно дать толчок урегулированию одного из самых застарелых конфликтов в Европе и снять в Молдове проблему сепаратизма.
Во-вторых. В Европе не поддерживают унионистские настроения в Румынии и не приветствуют возможное объединение ее с Молдовой, так как это даст старт полному пересмотру границ в Европе с непредсказуемыми последствиями. Неурегулированный конфликт в Приднестровье подогревает унионистские настроения в Бухаресте и Кишиневе против чего выступают не только ближние соседи Молдовы и Румынии, но и дальние.
В-третьих. Сепаратистское Приднестровье остается анклавом, где дислоцированы российские войска. Эта тяжелая проблема не только для Украины, Молдовы и Румынии, а также для балканских стран. Урегулирование конфликта приведет к выводу российских войск и ликвидации такой угрозы.
В Москве как могли, старались продлить свое сильное влияние на приднестровскую политику и тем самым затормозить проевропейское движение Молдовы и косвенно Украины. Из этого ничего не вышло, наоборот, этот процесс значительно ускорился. Более того, своей политикой угроз и санкций Москва фактически потеряла возможность вести диалог с Кишиневом, как до этого с Киевом. Соответственно роль России в приднестровских переговорах практически полностью девальвирована и мнение Кремля уже никого особенно не интересует.
Конечно, на словах приднестровские лидеры демонстрируют свои пророссийские симпатии и разглагольствуют о вечной любви и союзе. Все-таки из России поступает газ и финансовые ресурсы. Однако, экономические и географические реалии, сложившиеся в последнее время, заставляют их действовать несколько иначе.
Уже очевидно, что Москва потеряла статус главного модератора переговорного процесс по урегулированию приднестровского конфликта. Эта роль перешла к Брюсселю. Как теперь оказывается, ему доверяют обе стороны.
Тем самым Россия фактически лишилась возможности влиять на позицию Молдовы не только в этом конфликте, а вообще по всему комплексу двухсторонних отношений.
Для Украины это положительный тренд, так как снимает военную угрозу для Одессы. Кроме того, сводится к нулю возможность, даже в перспективе, объединения Молдовы и Румынии, что в известной мере беспокоило Киев.
И самое главное. Продвижение в урегулировании приднестровского конфликта, так или иначе скажется в Донбассе. И здесь России рано или поздно придется уступить. Хотелось бы, чтобы раньше.