Прочные ворота для Европы
По данным ряда серьезных нынешних социологических исследований, заметно больше половины граждан Украины стабильно и однозначно поддерживают европейский выбор государства, связывая свое будущее с общей Европе. Таким образом, европейское будущее стало одним из главных идентитетов современных украинцев. Добавим, и фактом утверждения коллективной идентичности - «европеец».
Как известно, под коллективной идентичностью в современной науке понимается определенный образ, представление, который группа отождествляет с собой и с которым соотносят себя все члены группы. Коллективная идентичность как совокупность представлений формирует консолидированную позицию и мотивацию индивидуального и группового поведения, формируя образ коллективного «Я». И это коллективное «Я-европеец» начинается с европейского выбора как ответа на те вызовы, которые история поставила перед современным украинством.
И все же стоит разобраться, что конкретно означает для нынешней Украины сделанный ею выбор. Именно сегодня и именно в этой реальной ситуации.
Не секрет, что под европейским выбором абсолютное большинство украинцев подразумевает такие вещи, как: уровень доходов и жизни как у европейцев; соблюдение прав человека; реальную демократическую систему государственного управления; прозрачную и максимально честную политику; минимальный уровень коррумпированности чиновничества и властных элит; высокий уровень медицинского обслуживания и образовательных услуг всех уровней обучения; свободу слова и мысли; толерантность в отношении друг к другу в социуме и т.д. Как видим, европейский выбор украинцев связан с абсолютно положительными характеристиками и завышенными ожиданиями. В конце концов, уже прозвучало немало предостережений относительно идеализации украинскими гражданами современной Европы. Должны признать, что украинцы действительно имеют свой в значительной степени мифологизированный и идеализированный образ Европы. Однако кажется, что это не так уж и плохо, ведь этот миф является продуктивным и, в отличие от антиутопии «русского мира», направлен в будущее.
И все же строить то общее украинское евробудущее лучше на твердом фундаменте максимального понимания, что ждет государство и нацию, которая твердо решила идти в Европу. Конечно, в достаточно отдаленной перспективе должны получить все то, что вкладывают современные украинцы в понятие евровыбора. Но в сегодняшней реальности стоило бы осознавать, что евровыбор - это продолжение гибридной войны с неоимперией Кремля в довольно значительной временной перспективе, даже если будет прекращена горячая фаза противостояния на Востоке и даже если не будет Путина, конфликт между двумя государствами останется, ведь по границе Украины с Россией проходит сегодня цивилизационный и мировоззренческий разлом. И экспансию возрождающейся империи Украине придется останавливать буквально своим телом. Ведь Украина является воротами Европы, как метко назвал ее лауреат Шевченковской премии прошлого года Сергей Плохий. Как ворота Европы страна должна быть прочной и нерушимой, ведь обратное для нее означает разделение на части и очередную потерю государственности.
В определенном смысле нынешняя ситуация для украинцев проще и прозрачнее, поскольку туман многовекторности с его идеологическими разнонаправленными метаниями развеялся. Хотя за 27 лет своей независимости, которая (кстати) начиналась с ориентации большинства населения Украины на Европу, страна барахталась в самых разных проектах собственного «виртуального» будущего. Не в последнюю очередь благодаря формированию олигархически-клановой системы, простимулированному прежде всего ориентированным на Россию «югавастоком страны». За годы независимости возникает ряд альтернативных проектов будущего Украины: от изоляционистских до неоколониальных. Еще хорошо помнится период, когда «суперполитолог» В. Малинкович во всех возможных СМИ вещал об окончательном демократическом выборе России и необходимости Украине двигаться в Европу в фарватере РФ. В 2003 году, то есть уже после того, как режим Путина вернул советский гимн, расправился с большинством независимых телеканалов и устроил гекатомбу зрителей «Норд-Оста», он категорически утверждал: «...Никаких оснований противопоставлять России Западную Европу нет. И Россия, и наша страна уже выбрали стратегическое направление своего развития – это путь в демократическую социально-рыночную Европу». Что получилось из этого «европейского и демократического» да еще и «окончательного» выбора Кремля, мы видим сегодня.
Стоит согласиться с теми аналитиками, которые доказывают, что Украина как пограничная страна в случае неприсоединения к влиятельным мировым союзам будет постоянно находиться под угрозой, ведь специфической закономерностью, характеризующей страны пограничья, является геополитическая нестабильность, которая приводит к периодическим потерям политической независимости, в том числе в результате завоевания неевропейскими странами, возникновения синтетических (кроссцивилизационных) социокультурных форм и волны деевропеизации. И в такой ситуации надо быть готовыми всем сообществом доказать способность отстоять свой европейский выбор.
Поэтому возможно, что Временная специальная комиссия Верховной Рады Украины по вопросам будущего, которая появилась в 2015 году, а через год «приказала долго жить», уже действительно не нужна Украине. Страна уже имеет четкий ориентир на европейское будущее. Вопрос за механизмами и способностью нации к упорному труду в этом направлении, не забывая о постоянном укреплении себя в качестве ворот Европы, прежде всего в ипостаси собственной армии и сплоченной нации.