Перейти к основному содержанию

Продолжит ли КСУ уничтожать государство?

Фото з архіву "Дня"

Украинская властная система дождалась очередного «звонка». Информагентства со ссылкой на осведомленные источники сообщают, что Конституционный Суд (кстати, по представлению Верховного Суда) готов признать незаконной люстрацию — путем объявления недействительными ряда ключевых положений соответствующего закона. Со всеми вытекающими отсюда последствиями — то есть с возвратами на должности целого легиона чиновников и судей, которые особенно «прославились» в эпоху Януковича и с выплатами им зарплат за период после увольнения с работы и значительных денежных компенсаций за «моральный ущерб».

А 10 июня КС «потренировался» и отменил как «неконституционное» ограничения размеров судейских пенсий, которая установлена ​​на уровне 10740 грн. Таким образом, судейская пенсия вновь не будет иметь никаких максимальных пределов, как это было до июня прошлого года, когда Верховная Рада ввела упомянутое ограничение. А если учесть, что зарплата судей согласно недавно принятому закону «О судоустройстве и статусе судей» составляет до 300 тыс грн, то «маленькие украинцы», они же добросовестные налогоплательщики, из своих карманов ежемесячно вытягивать от 50 до 270 тыс грн на каждого из тысяч судей-пенсионеров. Народный депутат Леонид Емец, один из авторов закона об ограничении судейских пенсий, отметил: «Наш закон предусматривал равенство граждан Украины. Но судьи решили, что они лучше других пенсионеров. Они всегда «рисовали» огромные выплаты. Мы законом эту опцию убрали. Но Конституционный суд вернул всем судьям эту возможность. Это будет касаться не тех судей, которых сейчас выберут на открытых конкурсах. Это будет касаться судей времен Януковича и Кучмы, и тех, кто сейчас будет писать заявления об отставке, потому что они не пройдут новый конкурс».

Такова (и, убежден, это только начало!) реакция судебной системы Украины на попытки, пусть и не слишком последовательные, ее реформирования. Что ж, ничего удивительного в этом нет. Система эта — творение времен «позднего» Кучмы, построенная на тотальной коррумпированности и на «телефонном праве», на избирательном применении норм закона и на личной преданности вместо профессионализма; другими способами она функционировать не хочет и не может.

Длительное отсутствие реальных изменений в судебной системе после свержения режима Януковича объясняется, скорее всего, тем, что новая власть пыталась использовать эту систему в своих интересах. И иногда очевидно успешно использовала. Однако монстр уже начал жить автономной жизнью, и сейчас противостоит любым попыткам уничтожить его. Хотя нельзя исключить и того, что «телефонное право» функционирует до сих пор. Только вот вопрос: кто именно его использует и откуда идут звонки: с Банковой? Из-за пределов государства? Или от полномочных представителей В. В. Путина в Украине — из числа тех, кто приложил за последние 15 лет немалые усилия для формирования этой системы?

По большому счету, Конституционный Суд вообще не имеет никакого права что-то решать. Напомню КС в свое время вопреки букве и духу Основного Закона признал второй президентский срок Кучмы первым, но Майдан-2004 тогда сорвал тщательно расписанный сценарий «Кучма — спаситель Украины», который бы дал возможность Леониду Даниловичу после дискредитации Ющенко и Януковича еще раз стать «законно избранным» главой Украинского государства. Ну, а потом КС больше всего «прославился» своей легитимацией совершенного режимом Януковича государственного переворота, финальной точкой которого стало решение от 1 октября 2010 года, согласно которому была отменена конституционная реформа 2004 года, а действующий глава государства получил права имени Кучмы. Несогласие выразил тогда один-единственный судья — Виктор Шишкин; нынешний же глава Конституционного Суда Юрий Баулин был в числе тех, кто легитимизировал диктатуру «золотого батона» и его приспешников. И что интересно: за несколько лет до этого тот же КС отказался (подробно аргументировав это!) даже рассматривать депутатское представление об отмене этой реформы ...

Ну, а несколько лет назад, тоже во времена правления Януковича, КС признал ограничение чернобыльских пенсий вполне конституционным в связи с отсутствием у государства надлежащих средств; мол, нет средств в госбюджете — и правительству законно разрешено ограничивать пенсии и другие социальные выплаты. А вот когда речь пошла о кармане судейского корпуса и о противодействии реформе судебной системы выяснилось, что о бюджетных ограничениях можно забыть ...

Примечательной является реакция на возможность отмены люстрации Конституционным Судом Юрия Луценко. Нынешний генпрокурор, бывший председатель фракции Блока Петра Порошенко был многословным: «Моя позиция заключается в том, что отмена люстрации является попыткой отмены последствий революции. Я глубоко убежден, что это один из самых эффективных способов очистки через цивилизованные процедуры вместо возможных эксцессов постреволюционного характера. Также понимаю, что закон требует определенных доработок ... В случае если Конституционный суд по той или иной причине примет решение о его отмене, убежден, что парламент, в первую очередь, фракция, которую я до недавнего времени возглавлял (я могу это сказать, потому что знаю их политическую позицию), внесет предусмотренные Венецианской комиссией правки и еще раз примет этот закон». Интересная вещь: понимал, что закон требует доработок — и как председатель парламентской фракции Блока Петра Порошенко за немалое время не сделал ничего, чтобы принять эти поправки! А теперь — что ж поделаешь, нужно будет снова принимать закон (сколько на это уйдет месяцев?) в существенно смягченном виде (так как Венецианская комиссия, если бы имела машину времени, существенно смягчила бы и денацификацию в послевоенной Германии ...) , а затем, когда самые дряные чиновники и судьи вернутся на свои должности и получат денежные компенсации, нужно будет начинать все сначала. Ну, а там, глядишь, еще какую-нибудь неправильную закорючку КС найдет в обновленном законе (а это несложно, ведь отечественная законодательная система — это нечто ужасающее в плане логичности и точности формулировок), и снова все отменит. И так — до бесконечности ...

Что ж, исходя из слов Луценко, можно мотивировано предположить, что кому-то «наверху» действительно очень хочется смягчить люстрацию и сделать в ней паузу, чтобы предоставить «нужным» людям определенные (интересно, какие?) возможности уладить неотложные дела. Похоже, узник режима Януковича Юрий Луценко по каким-то причинам готов солидаризироваться с ревностными служаками этого режима ...

А народный депутат Егор Соболев также считает, что в случае отмены КС закона о люстрации необходимо будет начинать все сначала. Только совсем с другого начала, именно с нового Майдана. «К сожалению никаких нормальных цивилизованных способов у нас не будет», — подчеркнул он. Что ж, исходя из показателей непрерывного падения доверия к власти как таковой, а особенно к власти судебной, такой ход событий не выглядит фантастическим. Тем более что отмена люстрации еще больше увеличит недоверие к власти со стороны тех, кто в свое время поставил ее к государственному рулю, и активизирует ее противников из лагеря сторонников «русского мира с малороссийским лицом». И что дальше?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать