Перейти к основному содержанию

Прощай, АТО?

Новый закон еще жестче поставит Россию перед выбором: либо уйти с оккупированных территорий, либо, оставаясь под санкциями, полностью взять на себя обеспечение части Донбасса
21 июня, 10:05

Сейчас и в Украине, и в России много говорят о реинтеграции Донбасса, закон о которой вот-вот должен быть внесен в Раду. Российские СМИ делают упор на введение вместо АТО военного положения в ряде городов Донбасса и связывают это с предстоящим визитом Петра Порошенко в США, украинские — на льготы жителям Донбасса, в частности, в плане упрощения порядка выплаты пенсий жителям оккупированных территорий. В обеих странах обращают также внимание на то, что будет увеличен с 50 до 180 кг на одну легковую машину максимально допустимый вес грузов, перевозимых через линию разграничения. Это должно смягчить последствия фактической блокады оккупированных районов Донбасса Украиной для жителей сепаратистских «ДНР» и «ЛНР». Российский «Коммерсант» уже успел назвать закон о реинтеграции устами Леонида Кожары, лидера созданной Кремлем марионеточной партии «Социалисты», «имитацией» попыток «мирной интеграции Донбасса». Эта партия призвана в перспективе заменить непопулярный «Оппоблок», но, скорее всего, разделит его печальную судьбу.

Пока закон еще не принят и даже не существует в виде законченного проекта (речь ведут о концепции закона), сложно его интерпретировать. Одно представляется несомненным: вместо АТО, руководимого Службой безопасности Украины, будет войсковая операция под руководством Оперативного штаба во главе с Президентом Порошенко. Но основную роль здесь будут играть Генеральный штаб и Министерство обороны. Таким образом, Антитеррористическая операция, которой операция на востоке Украины по сути никогда и не была, превратится в полноценный вооруженный конфликт, пусть и не в формальную войну.

Строго говоря, отмена АТО, по всей видимости, не будет означать автоматического введения военного положения в районах Донецкой и Луганской областей, прилегающих к линии соприкосновения с сепаратистами. Президент просто получит право сделать это. Но на практике, скорее всего, ему придется ввести его, поскольку невозможно обойтись без ограничения прав граждан на территории, по сути являющейся прифронтовой. Введение военного положения приведет к тому, что в данных районах, куда, скорее всего, войдут, Мариуполь, Краматорск, Славянск, Авдеевка и Марьинка. нельзя будет проводить выборы. Это стало поводом для Кремля и его агентов в Украине заявить, что законопроект о реинтеграции Донбасса направлен на то, чтобы лишить пророссийские партии в Украине парламентского представительства, поскольку как раз Донбасс издавна был их цитаделью. Как частная цель, подобный замысел, возможно, и присутствует. Однако задачи у законопроекта, очевидно, более глобальные. Он призван хоть как-то легализовать нынешнее положение «ни мира, ни войны» на Донбассе.

Прежде всего, необходимо четко определить, что занятая сепаратистами и российскими войсками часть Донбасса — это именно оккупированная территория, ответственность за благополучие и безопасность населения которой несет оккупирующая страна, т. е. де-факто Россия. Как подтвердил спикер Рады Андрей Парубий, один из вопросов, рассматриваемых в законопроекте, это признание оккупированных территорий формально оккупированными. При этом Украинское государство не отказывается, как уже сказано, от выплаты пенсий населению «ЛНР» и «ДНР», но только на территории, подконтрольной украинским войскам. Кроме того, закон о реинтеграции должен дать военному командованию больше свободы действий в условиях реальной военной опасности. Не вполне пока понятно, каковы будут полномочия Оперативного штаба, сможет ли он реально осуществлять при необходимости основные положения военного положения и эффективно координировать деятельность военно-гражданских администраций и военного командования.

Противоречит ли новый законопроект Минским соглашениям? Строго говоря, нет, поскольку все их положения, очевидно, можно будет выполнять и после принятия закона о реинтеграции. По некоторым сведениям, там даже предусматривается возможность направления на Донбасс специальной полицейской миссии ООН. Другое дело, что Минские соглашения в принципе не выполнимы, поскольку включают в себя взаимоисключающие пункты. Главным камнем преткновения, как известно, остается положение о том, что сначала в неподконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей необходимо провести свободные демократические выборы легитимных местных властей, а только потом с этих территорий должны быть выведены иностранные вооруженные формирования и вооружения, и контроль над границей «ЛНР» и «ДНР» с Россией должен быть возвращен Украине. Все трезвомыслящие наблюдатели сходятся во мнении, что никакие свободные выборы невозможны в условиях присутствия на Донбассе российских войск, российских вооруженных добровольцев-наемников и российских вооружений. Но в этом плане принятие закона о реинтеграции Донбасса ничего не изменит, в том числе и на переговорах по поводу выполнения Минских соглашений.

Тем не менее, сепаратисты еще не принятый закон о прекращении АТО уже отвергли и именно под предлогом, что он будто бы кладет конец Минским договоренностям. Как заявил представитель «ДНР» Денис Пушилин, данный законопроект «не коррелируется с комплексом мер, предусмотренных минскими соглашениями». Другой представитель «ДНР», Александр Костенко, пошел еще дальше, утверждая, будто «закон о реинтеграции Донбасса означает открытую конфронтацию, исключая единственный путь — решить конфликт дипломатически».

Понятно, что не только Пушилин с Костенко, но даже и Захарченко с Плотницким таких вопросов, как переход от дипломатических переговоров в Минске к открытой конфронтации на Донбассе, не решают. Но реакция марионеток безошибочно подсказывает, что план по реинтеграции Донбасса вызвал недовольство Кремля. Если соответствующий законопроект будет принят, то он, прежде всего, зафиксирует статус «ЛНР» и «ДНР» как оккупированных территорий, ответственность за которые несет Россия. Разумеется, закон сам по себе не приведет к скорому возвращению Донецка и Луганска под контроль Украины, равно как и не освободит основную массу населения оккупированных территорий от тотального воздействия российской пропаганды. Однако он еще жестче поставит Россию перед выбором: либо уйти с оккупированных территорий, бросив сепаратистов на произвол судьбы, но зато освободившись от большинства экономических санкций, либо, оставаясь под бременем санкций, полностью взять на долгие годы обеспечение жителей оккупированной части Донбасса всем необходимым. Владимиру Путину, особенно накануне российских президентских выборов, не хотелось бы делать ни того, ни другого. Однако третий путь, столь любезный его сердцу — сохранить контроль над формально украинским Донбассом и сделать его главным проводником российского влияния в Украине, в том числе в Раде, явно не проходит. И, в случае своего принятия, новый закон, позволяющий не проводить выборы в прифронтовых районах Донбасса, сделает этот план еще более призрачным.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать