Псевдо-«Мистрали» (не) построят в Керчи
«Массовый» телепиар Владимира Путина накануне Дня ВМФ вызвал сомнения в достоверности репортажаЗакладка новых кораблей на керченском кораблестроительном заводе «Залив» сначала планировалась 29 июня, но, видимо, не учли, что ко дню ВМФ России остается еще почти месяц, а люди могут и забыть, что именно и как говорил Владимир Путин, поэтому сделали вид, что президент нашел важное дело, и перенесли практически на канун праздника. А может, акция показалась ему не слишком массовой, и срочно к действу подключили завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге и завод в Северодвинске, чтобы все было действительно массово. И чтобы Путин мог действительно пропиарить ВМФ России, потому что экспансия в мировой океан — это одна из его козырных фишек, ведь не зря он так подробно перечислял тайные показатели российского ВМФ, хотя за разглашение именно таких данных российская прокуратура сейчас может обвинить в шпионаже и посадить любого журналиста. Путин, однако, не журналист, ему можно.
ПУТИН ПОЛНОСТЬЮ РАСКРЫЛ ВСЕ МИЛИТАРИСТСКИЕ НАСТРОЕНИЯ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА
Итак, Владимир Путин полностью раскрыл все милитаристские настроения своего государства. За последние 8 лет Россия построила, по его словам, более 200 кораблей, катеров, вспомогательных суден. 60 из них сейчас постоянно находятся в мировом океане, в дальней морской зоне. Россия добивается, чтобы 70% ее ВМФ составляли новые корабли. Для этого неустанно трудятся кораблестроительные заводы, 8 из которых Путин назвал, в том числе и аннексированный у Украины «Залив». Что неудивительно, ведь не побрезговали россияне вывезти из Донбасса 18 украинских заводов и даже в прессе известить, что они уже дают продукцию в Ростовской области. А запустить строительство кораблей типа «Мистраль», продать которые им отказалась Франция из-за аннексии Крыма, именно в Керчи было делом политического престижа Владимира Путина, как и самому принять участие в закладке именно этих кораблей, а не в Санкт-Петербурге или в Северодвинске. Характерно, что директора всех заводов, где закладывали корабли, особо подчеркивают, что их детища будут сверхмощными, будут иметь повышенную оруженосность и будут оснащены гиперзвуковыми ракетами, так как именно эти устройства, которые убивают со скоростью, в десятки раз превышающей скорость звука, — это еще одна фишка Владимира Путина и его козырь перед другими государствами, будто у них такого нет, хотя они просто не хвастаются на каждом шагу. А единственный авианосец «Адмирал Кузнецов», который продемонстрировал дым из трубы, уже отжил свое и восстановлению, пожалуй, не подлежит.
Тщательный анализ картинки специалистами и керчанами наводит на сомнение, а был ли Путин вообще в Керчи, может, это вообще был пиар-спектакль? В начале видео Путин, как киноактер, идет по красной дорожке, расстеленной через весь цех. Рабочие стоят к объективу спиной, в новой рабочей форме, на спине курток написано почему-то английскими буквами «Zaliv». Говорят, что перед встречей их две недели держали на карантине в каком-то из санаториев, чтобы была гарантия отсутствия коронавируса. За его спиной какая-то металлическая, видно, специально сваренная конструкция. Вместе с директором завода Игорем Обрубовым они берут в руки отвертки и прикрепляют золотистую табличку к непонятной конструкции, завинчивают в специально подготовленные места по два шурупа каждый. Лиц рабочих не показывают. Говорят они на чистом русском языке, как в Керчи не умеют.
ЖУРНАЛИСТКА ИЗ КЕРЧИ ВЫСКАЗЫВАЕТ МНЕНИЕ, ЧТО САМ ВИЗИТ НА ЗАВОД МОГ БЫТЬ ПОСТАНОВОЧНЫМ
Журналистка из Керчи Елена Лысенко выражает мнение, что сам визит Владимира Путина на завод мог быть постановочным. Такое видео можно было снять где угодно, и не обязательно Путину для этого стоило приезжать в Керчь. На видео с ним не было планов завода: привычных кранов, видов Керченского пролива, рядом с которым стоит «Залив». Все снято внутри помещения, и это наталкивает на определенные выводы. «Группу из трех десятков человек представили как рабочих завода, однако они задавали вопросы с явным русским акцентом — это просто не жители Крыма... Словом, мероприятие было очень закрытым, там не присутствовали крымские журналисты. Насколько я знаю, рабочих завода в этот день отправили домой за свой счет. Или Путин и его окружение очень сильно чего-то боятся, или их там вообще не было».
В письмах в редакции газет керчане пишут, что сомневаются в пребывании Путина в городе. Такой спектакль можно было бы снять даже в том бункере, где Владимир Путин самоизолируется от коронавируса. Насторожил их и тот факт, что в сюжете не присутствуют ни глава Крыма Сергей Аксенов, ни спикер парламента Владимир Константинов. Одни видят в этом признак опалы и говорят, что им не долго осталось властвовать, другие говорят, что их просто решили не изолировать на две недели от работы, пусть работают.
Собственно, о закладке псевдо— «Мистралей» в Керчи в Крыму говорят уже давно. Власть убеждает жителей и заводчан, что это благо, потому что пойдут инвестиции, будут льготы, новые технологии и тому подобное. Однако керчане именно этого и боятся, потому что с началом строительства псевдо-»Мистралей» город превратится в закрытую зону, будет введен усиленный режим контроля за всем, силовые структуры будут показывать свою качественную работу, и кто знает, скольким керчанам пришьют шпионаж.
По информации самого Владимира Путина, в Санкт-Петербурге заложили два новых фрегата «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов», в Северодвинске — две новых подводных ядерных крейсерских лодки «Воронеж» и «Владивосток». Ну а в Керчи — вертолетоносители «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Причем во время проектирования эти корабли серии «Прибой» в первом варианте планировали назвать «Севастополь» и «Владивосток», однако затем переименовали, что моряки считают «плохим знаком».
Россияне хвастаются, что универсальные десантные корабли, вертолётоносцы проекта «Прибой», строящиеся в Крыму, кардинально отличаются от французских вертолетоносцев проекта «Мистраль». «Мистраль» сначала был штабным кораблем, и только потом стал универсальным десантным. У него отсутствовали многие системы, предусмотренные для боевого корабля: «Наш проект «Прибой» — это настоящий универсальный десантный корабль, предназначенный для высадки морского десанта на побережье противника с использованием вертолетов и катеров. Однако в реальности такой корабль способен выполнять гораздо более широкий спектр задач. На нем могут располагаться ударные и транспортные вертолеты, морпехи, бронетехника, десантные катера. Кроме того, вертолетоносец оборудован помещениями для размещения личного состава, техники, боеприпасов, продовольствия. Есть командный пункт управления и госпиталь с операционными. То есть это не только средство доставки, но и состав, штаб, лечебное учреждение. Именно поэтому он и называется «универсальный».
Во время десантирования плавающая бронетехника в боевом порядке может покинуть борт корабля и высадиться на берегу. Ударные вертолеты поддерживают огнем высадку морского десанта, а транспортные доставляют морпехов по воздуху, например, в тыл противника, обороняющегося. Эти корабли имеют дедвейт по 25000 тонн («Мистрали» до 22 000 тонн), длину до 220 метров («Мистрали» до 199 метров), будут брать на борт до 20 вертолетов и два усиленных батальона морпехов.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Но это в теории. На самом деле это может оказаться данью привычной российской гигантомании. Я недавно встречался со специалистом по кораблестроению, который считает, что президент России устроил обычное шоу. Во-первых, говорит он, «Мистрали» во Франции строились в присутствии российских специалистов, и они давно все там скопировали и сфотографировали. Поэтому их проекты, которые закладывают в Керчи, это такие псевдо-»Мистрали», которые россияне строят по копиям настоящих «Мистралей», однако «для понта» сделали их длиннее и больше. Все российское должно же быть больше. Но оправдано ли это, никто не знает.
С другой стороны, многие аналитики высказывают сомнения в возможности построения стольких кораблей в России и считают, что они могут превратиться в долгострои или же вообще не будут построены. Российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр в эфире Радио «Крым.Реалии» объясняет, что эти вертолетоносцы — это наступательные корабли для проведения десантных операций у чужих берегов. Теоретически — в районе Одессы в Украине, Констанцы или Варны в Болгарии, в Босфоре. Другая точка зрения — такие корабли нет смысла держать в Черном море. Их арена — Дальний Восток, мировой океан.
«Таких кораблей раньше не строили ни в России, ни в СССР, — говорит он. — Вертолетоносцы придумали в свое время в США, еще во времена Вьетнамской войны. Многие другие страны последовали примеру американцев «. По его мнению, в строительстве таких кораблей в Крыму вряд ли согласятся участвовать иностранные подрядчики из-за угрозы западных санкций: «Лучше всего такие корабли умеют строить южнокорейцы. На Дальнем Востоке Россия расширила имеющуюся верфь «Звезда» и собирается именно с их участием строить газовозы, ядерные ледоколы и так далее. В Керчи специалисты из Южной Кореи точно работать не будут, и Китай не признает полуостров российским. Без иностранной помощи построить вертолетоносца будет непросто, поскольку такого опыта в России нет. Авианосные корабли в советское время строили в Николаеве, а в Керчи ничего подобного не делали. Честно говоря, в техническом смысле это авантюра...»
Военно-морской эксперт, обозреватель Defense Express в эфире радио «Крым.Реалии» сказал, что «ситуация в России не такая, чтобы можно было разбрасываться миллиардами на сомнительные проекты. Но, пожалуй, другого выбора у них нет: последнее, что остается диктатору, это надеяться на штыки. В Керчи, во-первых, новый док, которого нет в Петербурге. Во-вторых, это политический вопрос. Вообще, в свое время и феодосийский, и керченский заводы строили корабли с участием других предприятий Украины. Возить металл был близко, дешево, сказывались кадровый и научный потенциалы. Сейчас всего этого нет, и все до последнего винтика придется везти в Керчь из России — через тот же мост. Благодаря этому, каждая тонна водоизмещения кораблей, построенных на крымских заводах, будет во много раз дороже — почти в пять-десять «. Кроме того, он отмечает, что в самой России не достроили многие уже заложенные корабли — особенно в 1990-е годы. По мнению эксперта, западные санкции также остаются существенным препятствием для проекта вертолетоносцев в Керчи.
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИЛИ НЕТ НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ УГРОЗУ ДЛЯ УКРАИНЫ
Вместе с тем, составляют ли новые российские проекты угрозу для Украины? Официальный Киев недооценивает российскую угрозу из Крыма, заявляет украинский юрист-международник и специалист по морскому праву Борис Бабин. Есть очень негативные тенденции в том, что россияне стремятся усилить эффективный контроль над акваторией Черного моря и припортовыми водами Одессы. «Мы видим, что россияне вынуждены поддерживать такое подсанкционное предприятие за счет бюджетных проектов. При этом деньги выделяются большие, ведь на войну в России они найдутся всегда. Есть глубинные намерения россиян продолжать военную агрессию из Крыма, в том числе на подконтрольную Украине территорию. К сожалению, по этому поводу волнуются только страны НАТО, а у нас еще осенью так и не состоялось запланированное заседание Совета национальной безопасности и обороны по проблеме милитаризации Черного моря. Мы никак не готовимся к дальнейшей российской агрессии и даже прекратили финансирование ракетной программы». По мнению Бориса Бабина, даже не очень качественно построенные российские военные корабли способны успешно выполнять задачи в сравнительно небольшой акватории Черного моря — что и вызывает беспокойство стран НАТО в регионе.
«Что касается завода в Керчи, — говорит Борис Бабин — в случае положительного решения по военному заказу там, скорее всего, будут вести конвейерную сборку: то есть сделают корпус, а механизмы и агрегаты будут завозить извне и только устанавливать. Россия будет собирать оборудование с миру по нитке и закупать у подсанкционных режимов в третьих странах. Я думаю, что бюджет проекта неизбежно возрастет, в полтора миллиарда долларов они не уложатся. Но мне кажется, на этот проект Россия все же выделит деньги и будет делать все, чтобы его реализовать. Правда, максимум, что почувствуют жители Керчи, — увеличение количества сотрудников ФСБ в городе. Я не думаю, что всем повысят зарплаты или над городом прольется инвестиционный дождь».
Между тем, в эфире украинского телевидения экс глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что Украина должна добиться принятия санкций против кораблей, которые начнут строить на Керченском заводе «Залив». «Мы должны оставить «в клетке» эти корабли навсегда. Мы должны поработать — наша дипломатия — чтобы корабли не принимали в порты и не участвовали с ними в учениях».
Турецкий политолог-международник, эксперт Центра политических исследований в Анкаре Орхан ГАФАРЛЫ отмечает, что официальная Анкара наблюдает за планами России по милитаризации региона. «Конечно, Турция беспокоится о том, что Россия усилит свое присутствие в Черном море, — говорит он. — Некоторое время между странами был баланс, Турция пыталась его поддерживать, и это положительно сказалось на регионе. Однако после аннексии Крыма Россия усиливает свое присутствие и на полуострове, и в Черноморском бассейне. Тем временем между странами НАТО в регионе нет консенсуса по многим вопросам — между Турцией, Румынией и Болгарией, а также странами, которые сотрудничают с НАТО — Грузией и Украиной. Мне кажется, здесь не хватает диалога о том, как сбалансировать российское военное присутствие в регионе. Турции же это не удастся. В итоге все может прийти к тому, что черноморские страны потребуют внешней поддержки».