«Пятая колонна» в альма-матер образования и науки
5 апреля в Москве состоялись митинг и марш так называемых национал-большевиков, участники которых требовали дальнейшей оккупации Украины под лозунгом «Всех хохлов в состав России», потому что, видите ли, Крыма им мало. Кроме того, эта орда (можно линазвать ее иначе?) скандировала: «Донбасс - в состав России!», «Минск, Берлин, Стамбул, Варшава, Киев и Таллинн - русские города!», «Наши МИГи сядут в Риге», «Наши танки будут в Праге».
Неужели подобные выступления с подобной идеологией еще могут у кого-то сохранить иллюзии относительно «братства» со стороны нашего северо-восточного соседа? И не надо говорить, что это все, мол, какие-то маргинальные политические группы - стоит вспомнить, что такие группы еще четверть века назад начали идеологическую обработку россиян, готовя захват Крыма; они, кстати, действовали и в Крыму, а национал-большевики (те же!) «засветились» и во время «русской весны» 2014 года...
Более ста лет назад Редьярд Киплинг писал о том, что народы и нации исчезают бесследно, если они оказываются неподготовленными к требованиям жизни и вызовам времени. Эти пророческие слова никогда не теряли своей актуальности, особенно для наций в период тяжелых испытаний. Именно такой нацией сегодня являются украинцы. Итак, готовы ли украинцы к вызовам времени и жизни? Речь идет прежде всего о готовности выстоять в противостоянии с врагом, который угрожает независимости Украины.
Остановимся на обеспечении идеологических составляющих консолидированного сопротивления агрессору со стороны украинцев как нации, находящейся под угрозой.
Мы живем во времена, когда стало очевидным, что отвержение любой идеологии дезорганизует сообщество сильнее вооруженного нападения. Идеологии в современном мире являются реальным оружием сопротивления, когда они активно работают на сплочение народа ради благородной цели. А что может быть благороднее для украинцев, чем стремление отстоять свою свободу и независимость, так щедро политые кровью уже не только их предков, но и современников.
Спустимся с теоретических вершин и посмотрим на практические шаги в направлении создания действенной идейной основы сопротивления такому серьезному и опасному врагу, каким стала для Украины путинская Россия.
И здесь мы видим немало удивления достойных дел. Остановлюсь на одном, но красноречивом примере. Речь идет о проведении в некоторых университетах востока и юга Украины, то есть на территориях, над которыми висит постоянно Дамоклов меч «Новороссии», конференций, посвященных не чему иному, а 160-летию со дня рождения одного из идеологов российского империализма Василию Розанову! Что это? Близорукость? Выпадение из реальности? Или знаменитое российское «Черт не выдаст – свинья не съест»?
Конечно, ученый может и должен изучать все, в том числе и работы идеологического противника. Но не посвящать этому международные конференции, еще и привлекать к активному участию в них молодежь! Это не кто иной, а именно Василий Розанов писал: «Общественнаяполитика, роль общества в политике, его сила и значительность в политике – начнутсятогдатолько, когдаонопочувствуетмужествоотречься от Герцена». Дальше не менее красноречивые откровения: «Сказатьлинаконецистину (которуюедвасознают через сто лет), чтообщественная роль в политикеначнетсятолько с момента, когдаобщество, сняв шапку, поклонится государю и скажет: ТыпервенецЗемлирусской, а мы – десятые и сотые. Но и сотые и десятыеимеютсвой час, свой урок, свою задачу, свою судьбу, своеуказание от Бога. Иди, и да будутблагословенныепутитвои. Но и ты, оглядясь на своихдеток, - благослови тоженаши шаги. Вот путь Розанова, а не Желябова».
Современный российский исследователь творчества Розанова Е. Козлов отмечает, что после «философского периода» наступил консервативный этап в творчестве этого мыслителя. Работы этого периода одного из самых известных интеллектуалов России конца XIX - начала ХХ веков отличаются радикальным консерватизмом. Пафос этих работ - «незыблемость монархии, чистота православия, Россия, народность, враждебность к либеральным идеям».
В «Опавших листьях», которые писались Розановым в 1913-15 годах, утверждается: «…«Любить Царя» (просто и ясно) есть действительносуществодела в монархи и «первыйдолггражданина»: не по лести и коленопреклонению, а потому, чтоиначепортится все дело, «кушанье не сварено», «вишню побил мороз», «ниву выколотил град». Чтоэтовсемирно и общечеловечно, - показывает то, до чего люди «в оппозиции» и «ниспровергающие», т.е. в претензии «на власть», рвущиеся к власти, - миряться совсем, но уже оченьподозрительноотносятся к спокойнымвозражениям себе…».
Одним из «больных мест» для В. Розанова был еврейский вопрос. Кстати, этот вопрос был таким же проблематичным для большинства «творцов русской идеи» и красноречивым примером «всеобщего братства народов святой Руси». В. Розанов пишет: «Теперь все деларусские, все отношениярусскиеосложнились «евреем». Нетвопросарусскойжизни, где «запятой» не стоялбывопрос: «Как справиться с евреем», «Куда его девать», «Какбы он не обиделся». При НиколаеПавловичеэтоговсего в помине не было. Русь, может бать, не растет, но еврей, во всякомслучае, растет». А вот еще не менее красноречива сентенция: «Услуги» еврейские, какгвозди в руки мои, ласковостьеврейская, какпламя, обжигаетменя. Ибо, пользуясьэтими услугами, погибнет народ мой, ибо, обвеянныйэтойласковостью, задохнется и сгниетмой народ». Шовинизм имперца вообще присущ сторонникам как старого лозунга «самодержавия – православия – народности», так и современным его возродителям.
Парадоксальными являются суждения Василия Розанова об отношении российского императора к наукам и университетам. Только подумать, интеллигентный человек, философ, литератор восхваляет монарха за «пренебрежение» к университетской учености и предоставление абсолютного преимущества церкви. Розанов пишет: «Церковь есть не толькокореньрусскойкультуры…, но она есть и вершина культуры. …Какпонятентаинственныйинстинкт, заставляющийГосударей наших сторониться от всегоэтогогимназического и университетскогопросвещения, обходить его, не входить илитолькоредко входить в гимназии и университеты(!!! – И.Г.).Этодействительно все нигилизм, отрицание и насмешка над Россией». Таким образом, в философско-религиозных поисках В. Розанова «русская идея» вполне вписывается в выработанный идеологами Российской империи канон: «самодержавное православие, народность». А мостик от «усмирения инородцев» до «Всех хохлов в состав России!» напрашивается уже сам собой. Но почему же этот мостик выстраивается на территории современной независимой Украины? Вряд ли такие действия работают на идею готовности нации к эффективному сопротивлению врагу.