Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Россия: гвардейские разборки

27 ноября, 10:57

В последнее время бойцы Росгвардии все чаще фигурируют  в сводках о разборках между криминальными группировками. Вот последнее сообщение: в Армавире в одном из ресторанов был убит подполковник Росгвардии, врио начальника отдела вневедомственой охраны Армавира (Краснодарский край). По официальной версии, он «стал очевидцем конфликта, который попытался предотвратить». Еще подчеркивается, что «инцидент произошел во внеслужебное время». Кроме подполковника, в перестрелке погибли еще два человека. Сообщается, что подполковник Петр Ломакин пытался разнять драку предпринимателя Андрея Сааряна и директора охранного агентства «Витязь» Сергея Борового, случайным свидетелем которой стал. В результате погибли все трое: Саарян, Боровой и Ломакин. Подозреваемого, скрывшегося с места преступления, зовут Мухтар Малсюгенов.

Что ж, всегда хочется верить в лучшее. Вполне можно вообразить себе, что зашел себе героический подполковник-росгвардеец тихо-мирно поужинать. Увидел, как не очень трезвые посетители начинают выяснять отношения из-за девочек (сообщается, что конфликт будто бы произошел из-за женщины), призвал их к порядку, а в ответ получил пулю. Но вот что-то мешает поверить, что картина происшедшего была столь благостна и что погибший подполковник-росгвардеец заслуживает посмертного награждения орденом Мужества. Если дело началось с обычного бытового конфликта, его участники вряд ли сразу бы схватились за стволы, а первоначально ограничились бы словесной перепалкой. И уж если подполковник пытался пресечь конфликт в зародыше (ведь сообщается, что он хотел предотвратить «развитие конфликта», значит, в тот момент до перестрелки дело еще не дошло), он наверняка бы представился, кто он такой, т. е. действующий сотрудник правоохранительных органов. А после этого идея обнажить стволы могла прийти в голову участникам конфликта только в том случае, если они к тому моменту уже допились до белой горячки или обкурились до невменяемого состояния. Устраивать перестрелку в присутствии действующего подполковника Росгвардии, а тем более убивать его прямо в ресторане, на глазах многочисленных свидетелей, не рискнул бы ни один самый крутой криминальный авторитет. А в то, что повздорили какие-то мелкие хулиганы, не очень верится. Тогда в ход пошли бы ножи да кастеты, но не огнестрельное оружие.

Поэтому закрадывается мысль, что погибший подполковник совсем не случайно оказался в злополучном ресторане. Он вполне сам мог быть участником конфликта, выполняя хорошо знакомые ему охранные функции по отношению к кому-то из вождей ОПГ. И в этом случае ему не было резона сразу же во всеуслышание заявлять о своей принадлежности к славной Росгвардии.

Кстати сказать, маловероятно, что подозреваемый Малсюгенов мог уложить сразу обоих зачинщиков конфликта. Ведь он наверняка принадлежал к какой-то одной группировке, то ли Сааряна, то ли Борового. А тогда, по крайней мере, один из погибших был поражен другим погибшим, не исключено, что и Ломакиным.

Почему эта версия имеет право на существование? Потому, что совсем недавно в самом центре Москвы, в небоскребе «Москва-сити», произошел очень похожий инцидент со столь же трагическим исходом. Но в московском эпизоде роль Росгвардии высветилась вполне отчетливо. Тогда, 17 ноября, вечером в ресторане Crystall Ball Room, который расположен на 4-м этаже башни «Око» в комплексе «Москва-сити», отмечали 50-летие авторитетного предпринимателя из Измайлово Дмитрия Павлова, больше известного правоохранительным органам и в криминальном мире под кличкой Павлик. На «Юбилей в кругу друзей» собралась «вся королевская рать»: 270 человек, широко известных в узких кругах, в том числе Алимжан Тохтахунов (Тайванчик), Сергей Аксенов (Аксен), Олег Шишканов (Шишкан, Олег Раменский), лидер подольской ОПГ Сергей Лалакин (Лучок) и солнцевский бизнесмен Сергей Михайлов (Михась). Их слух и взор услаждали «звезды» шоубизнеса: вел вечер Валдис Пельш, петь должны были Валерий Меладзе, Григорий Лепс и Любовь Успенская, а зажигательное танцевально-цирковое шоу собирался продемонстрировать гостям супермодный «Цирк дю Солей».

Внезапно случился конфликт, когда один из гостей неправильно припарковал «Мерседес». Охрана комплекса и Павлика потребовала переставить машину, чтобы она не мешала проезду других. Но «Мерседес», прибывший в сопровождении двух джипов охраны, принадлежал другому не менее авторитетному бизнесмену Гавриилу Юшваеву, более известному в определенных кругах как Гарик Махачкалинский и являющемуся к тому же владельцем башни «Око». Охранники Юшваева, преимущественно «лица кавказской национальности», вышли из джипов разбираться, и завязалась перестрелка, которая продолжилась уже в банкетном зале, так что перепало и кое-кому из присутствующих. Печальный итог – более 10 раненых, один из охранников, раненый в бедро, впоследствии скончался. Самое же пикантное в этой ситуации то, что ранение получили и два росгвардейца, охранявшие Павлика, Дмитрий Якобсон и Дмитрий Иванчев. Собственно, по договору охраняли они не «Павлика», а его автомобиль «Лексус», но это такая нехитрая уловка, когда формально охраняют машину, а фактически – ее владельца. Это чтобы не выглядело так, что правоохранители охраняют криминальных авторитетов. Такая охранная деятельность – для Росгвардии дело обычное. На этом фоне объяснения пресс-секретаря Росгвардии, что ее бойцы в перестрелке не участвовали, а только хотели предотвратить конфликт, звучат не очень убедительно. Кстати, совершенно такие же объяснения звучали и после перестрелки в Армавире. Причем охраняли росгвардейцы Павлика на служебном автомобиле «Тойота Ленд Крузер» и с табельными пистолетами Макарова. Затем, в ходе потасовки, пистолет Якобсона пропал – то ли приглянулся кому-то из участников, то ли был сокрыт позднее от следствия по приказу начальства, чтобы не допустить экспертизы, кого именно поразили пули росгвардейца. А то еще, не дай Бог, придется еще отвечать за убийство по неосторожности.

Оба этих инцидента, в «Москва-сити» и в Армавире, наводят на размышления. Президент Путин полагается на Росгвардию как на средство предотвращения революции. Но не построены ли его надежды на песке? Ведь вполне возможно, что в случае наступления действительно кризисной ситуации росгвардейцы будут прежде всего слушать не президента и своих начальников, а тех криминальных авторитетов, которых они охраняют за очень приличные деньги.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать