Россия и коронавирус: обрушится ли вертикаль власти
Не только сторонники тоталитарных режимов, но и более широкие левые круги в связи с нынешней пандемией нередко указывают на пример не слишком демократических стран, и особенно Китая, Кубы и Северной Кореи, в борьбе с covid-19. Правда, Северная Корея, не предоставляя никаких официальных данных по ситуации с коронавирусом, тем не менее, попросила помощи у Южной Кореи для борьбы с ним, что говорит о том, что в КНДР в этом отношении не все обстоит благополучно. Конечно, нынешнюю таблицу заболеваемости коронавирусом по странам приходится разгадывать как некий сложный ребус. Причина в том, что разные страны используют разные статистические критерии, особенно применительно к смертности от covid-19.
Одни страны включают в статистику все смерти от короновируса, включая тех, кто умер вне медицинских учреждений: в домах престарелых, отелях или в собственных квартирах. Другие страны включают в смертность от эпидемии только тех, кто скончался в медицинских учреждениях, причем из статистики нередко исключают тех пожилых людей, которые, помимо коронавируса, имели какие-либо другие хронические заболевания, например, диабет, или ишемическую болезнь сердца. Число же зарегистрированных инфицированных напрямую зависит от наличия в данной стране того или иного количества тестов на коронавирус, от их эффективности, а также от того, тестируются ли все люди с подозрительными симптомами, или только те, кто попал в медицинские учреждения.
Имеет также значение, в какой момент власти той или иной страны официально признали наличие эпидемии, и насколько она успела действительно развиться к тому моменту, когда заражения и смерти от коронавируса начали фиксироваться. Наконец, в некоторых странах медики могут иметь негласное указание не фиксировать количество заражений и смертей от covid-19 сверх некоторой установленной квоты, чтобы не нагнетать панику. Единственный способ попытаться разобраться в этой статистической путанице – это принять некоторые данные одной страны, которые представляются близкими к действительности, за эталонные, и с их помощью проверить данные тех стран, которые вызывают наибольшие подозрения.
За эталонные мы возьмем данные по США. Здесь полномочия разделены между федеральным центром и штатами, что затрудняет фальсификацию статистики, а, с другой стороны, американская медицина является одной из самых развитых в мире. Критерии включения смертей в смертность от коронавируса здесь очень широкие, так что этот фактор не должен влиять на показатели смертности от эпидемии, а по числу заразившихся Америка сейчас на первом месте в мире. Итак, в Америке на 31 марта было 164 253 заразившихся и 3165 смертей, что дает смертность в 1,9%. Около этого показателя смертность от коронавируса в США остается в течение многих дней, что позволяет предположить, что регистрируются более или менее все смерти от эпидемии. При этом пик эпидемии в Америке еще не пройден, но, по прогнозам специалистов, он должен быть пройден через пару недель. При этом пока что мощностей американской системы здравоохранения хватает, и она в состоянии оказать помощь всем больным, у кого заболевание проходит в тяжелой форме.
Теперь возьмем Китай, где эпидемия началась, и первые недели, по крайней мере, в Ухани и провинции Хубэй, властями не контролировалась. Там насчитывается 81 518 зараженных и 3305 умерших, что дает летальность в 4,05%. Этот показатель хуже американского, но на фоне летальности в 11,4% в Италии кажется вполне приемлемым. Если не обращать внимание на то, что население Китая по численности превосходит население США примерно в 5 раз. Значит при прочих равных условиях (а в Китае эпидемия началась на месяц раньше, чем в Америке) на той стадии, на какой эпидемия сейчас находится в США, в Китае должно было бы быть около 821 тыс. заразившихся, что, если взять китайский показатель летальности, дало бы около 33 250 смертей. Заявленное же число жертв коронавируса в Китае сейчас, когда там эпидемия практически кончилась, составляет величину, меньшую в 9,7 раза. Думаю, что примерно таков же порядок занижения реального числа заразившихся в Поднебесной.
На Кубе же, если верить официальным показателям, все обстоит просто суперблагополучно: 170 заразившихся и 4 умерших. Но в данном случае эта оптимистическая статистика, по всей вероятности, не так уж далека от действительности. Тут надо принять во внимание островное положение Кубы и минимальное число въезжающих на остров Свободы иностранцев, а также хорошую систему здравоохранения. В этом отношении случай Кубы ближе к благополучным Тайваню, Сингапуру и Южной Корее. В Германии сейчас 66 885 заболевших и 645 умерших, что дает летальность в 0,96%, подозрительно низкую по сравнению с соседней Францией, где при 44 450 заболевших умерло уже 3024 человека, что дает летальность в 6,8%. При этом население Германии в 1,24 раза больше населения Франции. А если бы французское население было бы равно по численности германскому, во Франции было бы сейчас 55,1 тыс. заболевших, т. е. всего в 1,2 раза меньше, чем в Германии. Это говорит о том, что обе страны находятся примерно на одной стадии развития эпидемии, при том, что уровень здравоохранения Германии и Франции не сильно различается. Но в Германии гораздо менее полно учитывают смертность от эпидемии вне больниц, а пожилых хроников исключают из смертности из коронавируса. Если применить к числу заболевших в Германии французский процент летальности, то смертность в Германии от коронавируса можно оценить в 4548 человек. Думаю, это число значительно ближе к действительности, чем официальные данные
В России сейчас официально зарегистрировано 1836 заболевших, из которых умерло 9 человек, что дает просто смешную летальность в 0,49%. Истинная картина, по всей видимости, совсем не так радужна. Учитывая, что Россия граничит с Китаем – очагом зарождения инфекции и имеет довольно интенсивный пассажиропоток в Европу и обратно, там должна происходить уже довольно высокая стадия эпидемии. Тем более, что официально сообщать об умерших от коронавируса врачам позволили только после первого выступления Путина по этой проблеме. Если предположить, что Россия сейчас в действительности находится примерно на той же стадии развития эпидемии, что и Франция, то здесь, применительно к численности российского населения, должно быть примерно 97,5 тыс. заразившихся и примерно 6632 умерших. Российские же власти пока толком не знают, как реагировать на эпидемию, и не имеют единого плана борьбы с ней.
Лидеры США, Англии, Франции, Германии, Италии, Испании и практически всех других демократических государств общаются со своими народами на тему эпидемии в ежедневном режиме и применяют конкретные меры, причем в полном согласии с существующими законами, парламентами и местными властями. В России же мэр Москвы Сергей Собянин, а вслед за ним и руководители ряда других регионов принимают жесткие карантинные мэры фактически в режиме чрезвычайной ситуации, явно выходя за пределы своих полномочий и беря на себя полномочия президента и парламента. При этом никто не знает, согласовывал ли Собянин свои действия с Путиным или нет. Президент же только постфактум издает указ, одобряющий принимаемые в регионах меры и поручающий президентским полпредам проследить за их исполнением. Правительство блистательно бездействует. Обращаться к народу, в стиле своего бессмертного, «денег нет, но вы держитесь, приходится даже Дмитрию Медведеву, которого, похоже, кое-кто уже начал воспринимать как вице-президента. Парламент же не понимает, какие законы и в каком порядке ему надо срочно принимать. Если эпидемия продлится еще достаточно долго, подобный разброд властей может привести к крупным политическим изменениям.