Россия: назад, к «единой и неделимой»?
Пришло сообщение о том, что школьники Татарстана перестанут изучать на обязательной основе государственный татарский язык. Министерство образования Российской Федерации, «с учетом предложений руководства Татарстана» разработало вариант учебного плана, где предусмотрена возможность изучения государственных языков республик по всей России добровольно, на основе письменного согласия родителей, в пределах до двух часов в неделю. На практике принятие такого плана будет означать, что русскоязычное население в российских национальных автономиях знать государственный язык титульных наций не будет вообще. Говорю это по собственному опыту. Два часа в неделю уроков иностранного языка в обычных советских школах надежно гарантировали, что ни говорить, ни читать, ни писать по-английски, по-французски или по-немецки школьники не будут. Татарское же население, которое, конечно же, знает родной язык с детства, наверняка будет испытывать проблемы с татарским письменным. Впрочем, закон допускает, что даже татары могут выбрать своим родным русский. Кроме того, в качестве родных в республике будут преподавать и чувашский, и башкирский.
Чтобы власти Татарстана не слишком активно противились нововведению, прокуратура провела проверку всех 1 412 образовательных учреждений Татарстана, выявив нарушения как в части преподавания русского языка в школах, так и в части добровольности изучения других языков. При этом было выявлено несоответствие реальной практики объемов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, практически во всех школах, кроме 24. По словам прокурора Татарстана Илдуса Нафикова, также было выявлено «нарушение прав и свобод на добровольное изучение родных языков и государственного языка с навязыванием незаконных итоговых тестирований, влиявших как на перевод в 10 класс, так и на средний бал аттестата». На заседании Госсовета республики, прошедшем 8 ноября, президент Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что татарский язык останется обязательным после утверждения новых образовательных стандартов для изучения в начальной и средней школе региона, но всего в объеме двух часов в неделю. В старшей школе изучение татарского языка будет исключительно добровольным. Фактически это облегчит дальнейшую русификацию Татарстана.
Отмечу, что проверка положения с преподаванием языков осуществлялась прокуратурой Татарстана в рамках поручения Генеральной прокуратуры РФ, осуществившей проверку соблюдения права на добровольное изучение языков в национальных регионах страны. Доклад о результатах этой проверки был передан в администрацию президента России. Согласно предварительным данным, кроме Татарстана, самые значительные нарушения были выявлены также в Башкортостане, Якутии и Чувашии. Это связано с тем, что многие родители жаловались на принудительное изучение национальных языков, а также на уменьшение доли изучения русского языка. Вместе с тем, те или иные нарушения были выявлены буквально во всех национальных регионах. На виновных собираются наложить административные штрафы и должностные взыскания. Взысканиям подвергнут руководителей региональных министерств образования, а также директоров и учителей школ, где принцип добровольности был нарушен. В Татарстане взыскания могут быть наложены практически на всех школьных директоров и преподавателей языков и литературы. Не исключено, что Москва собирается провести масштабную чистку в этой сфере, и не только в Татарстане.
Между тем, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подчеркнул, что вопрос изучения татарского языка в школах Татарстана находится в компетенции республиканских властей. Находиться-то находится, но Москву ослушаться боязно. Ведь прокуратура Татарстана направила в адрес президента, премьер-министра и министра образования и науки республики Татарстан представления об устранении нарушений в сфере преподавания в школах татарского языка. И до 1 декабря главы Татарстана, равно как и других национальных автономий, должны отчитаться о принятых мерах и о наказании виновных. В Администрации президента также добавили, что родители могут проголосовать за изучение в классах их детей государственного языка национальной республики в объемах, установленных Минобразования.
Пример с изучением татарского языка и языков других национальных республик России наглядно показывает, чего стоит формально провозглашаемый в Российской Федерации федерализм. Фактически Россия, как в прошлом Советский Союз, так и осталась унитарным государством с весьма жесткой централизацией всего и вся. Формально избираемые главы автономных республик фактически назначаются Кремлем, потому что благодаря хорошо отлаженной системе манипуляции избирателями и фальсификации итогов выборов, победить на региональных выборах губернаторов и глав автономий могут только одобренные Кремлем кандидаты. И, казалось бы, объемы изучения русского и национальных языков – это как раз тот вопрос, который, по логике, и должны в первую очередь решать власти автономий. Но, по мнению российской Генеральной прокуратуры, нарушения появились из-за того, что законодательная база предусматривает большую степень свободы для субъектов в преподавании национальных языков, что и привело во многих республиках к сокращению количества часов преподавания русского языка. Очевидно, теперь законодательную базу приведут в соответствие с курсом Путина на сохранение «единой и неделимой» России, где национальным автономиям отведена лишь декоративно-опереточная роль, а национальные культуры воспринимаются лишь на уровне национальных ансамблей да памятников архитектуры. В Москве явно забывают, что именно языковый вопрос является наиболее острым в межнациональных отношениях. Так учит опыт всех распавшихся империй недавнего прошлого. Кремль рискует еще раз наступить на грабли принудительной русификации.
Но самое забавное здесь то, что Россия, сама де-факто оставаясь жестко централизованным государством, требует от Украины не только принудительной федерализации, но также изучения в школах ряда украинских регионов русского языка в объеме, большем, чем отводится на изучение государственного – украинского языка. В то же время, в Российской Федерации изучении школьниками других национальных языков российских республик сводится к минимуму, фактически не допускающему их полноценное функционирование. Я уж не говорю об изучении в школах языков тех национальных меньшинств, вроде украинцев, которые не имеют в России автономий. Оно давно уже сведено на нет. Воистину, в чужом глазу соломинку мы видим, в чужом не видим и бревна. Великий русский поэт Александр Пушкин по этому поводу выражался еще крепче, но в печати воспроизвести его стих несколько затруднительно.
Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва