Россия: от нарушения правил – к их отмене
Осмысливать и обсуждать публичные заявления российских парламентариев – занятие неблагодарное. Поскольку эти люди к реальному принятию решений не допущены, то сознают себя не столько политиками, сколько актёрами и шоуменами, и сами не чувствуют особой ответственности за свои слова. В самом деле, не с Жириновского же требовать такой ответственности, не с Клинцевича и не с Пушкова. Сказал и сказал – главное, чтобы прозвучало эффектно.
Но недавно произнесённые слова первого заместителя представителя комитета Государственного Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина заставляют всё же сделать исключение и прислушаться к ним повнимательнее. О причинах – чуть ниже, а пока процитируем эти самые слова: «Наша трактовка Договора [о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. – Ред.] состоит в том, что, конечно, наше признание, сделанное в этом Договоре, границ взаимосвязано с темой Договора — дружба, сотрудничество и партнерство. То есть, нет дружбы, сотрудничества и партнерства, по идее, возникает повод к тому, чтобы сказать: значит, надо все вопросы решать заново, в том числе и вопросы по границам. Поэтому лично я буду предлагать и предлагаю уже…, что нам нужно, по крайней мере, в части этого Договора, его денонсировать — в части, касающейся статьи второй, а именно признание границ».
Затулин – это не заурядный думский клоун. Это решительный, последовательный и далеко не глупый враг Украины, один из главных идеологов «русского мира». На «украинском направлении» Затулин сидит уже не первый год и даже не первое десятилетие, за что четырежды удостаивался в нашей стране почётного звания «Персона нон грата».
Что же он говорит? Нужно признать, вещи отчасти разумные и логичные. В самом деле, разве после февраля-марта 2014 года этот договор стоит хотя бы того, чтобы о нём упоминать? В наши дни какой-нибудь артист-юморист мог бы читать этот документ с украинской эстрады, и публика не могла бы встать от смеха: «Высокие Договаривающиеся Стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве… В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой Высокой Договаривающейся Стороне с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации…». Извините, цитирование придётся прекратить, иначе есть риск не остановиться, не дойдя до конца.
Если чему-то приходится удивляться, то только двум вещам. Во-первых, почему речь о разрыве этого документа возникла только сейчас, а не четыре года назад? Ведь если мы не друзья, не сотрудники и не партнёры – к чему притворяться, будто это не так? Да и перед кем? Перед собой притворяться глупо, перед остальным миром – смешно и жалко. Между прочим, такой шаг со стороны Киева выглядел бы куда более логично, ведь пресловутые «дружбу и сотрудничество» именно Россия обратила против Украины, а вовсе не наоборот.
Не менее странно выглядит и предложение расторгнуть не весь договор, а лишь одну из его статей (кстати, почему только её? Неприятное г-ну Затулину положение есть и в других статьях, например, в третьей: «Высокие Договаривающиеся Стороны строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ…»). Вообще-то среди цивилизованных и законопослушных людей принято пересматривать условия сделки до подписания соглашения, а не после. Если вы подпишете со мной договор о покупке моей квартиры, сполна отсчитаете условленную сумму, а затем я решу изменить договор, оставив за собой одну из комнат и балкон – вряд ли вы это воспримете с пониманием.
Впрочем, само по себе выступление Затулина вряд ли заслуживало бы особо пристального рассмотрения. Просто очередная выходка российского депутата, к тому же не самого шумного и не самого яркого. К чему мог бы привести разрыв договора, который фактически и так уже давно не действует? Но, судя по всему, кое к чему он привести всё-таки может.
Вспомним, что на днях в таком же духе высказался глава российской дипломатии Сергей Лавров, отвергнув какие-либо обязательства Москвы по Будапештскому соглашению. Ситуация совпадает один в один, точно так же, как и напрашивающийся сам собой вопрос: какой смысл расторгать соглашение, которое де-факто больше не действует?
Вполне возможно, здесь следует учесть одну тонкость. Российская агрессия против Украины была попросту нарушением и договора о дружбе, и Будапештского соглашения, и многих других международных документов. А кто может позволить себе нарушать правила? В принципе, любой, кому достанет наглости и уверенности в своей безнаказанности. А ну как сойдёт с рук?
России, как мы видим, до сих пор сходило. И в Москве решили сделать следующий шаг: от положения международного гопника к вожделенному статусу сверхдержавы в сугубо российском понимании. Такая сверхдержава в принципе никаких правил нарушать не способна, поскольку в любой момент вольна изменять их по своему усмотрению. Официально провозглашается: любое обязательство, взятое на себя Россией, действует ровно до тех пор, пока ей это выгодно. Поклонники «Звёздных войн» наверняка вспомнят Дарта Вейдера: «Я изменяю условия нашего соглашения. Молитесь, чтобы я их больше не менял». Кстати, «Имперский марш» в России слушать любят.
Остаётся самый главный вопрос: как это будет воспринято в мире? Нарушение международных правил Россией мир в 2014 году проглотил практически не поморщившись, разве что одни сказали «фи», а другие – «ай-яй-яй». Теперь же она, по сути, объявляет любые правила и соглашения необязательными для себя.
Примут ли это в США (которые, напомним, недавно наконец-то решили вооружить Украину «Джавелинами») и в Европе? Думается, от ответа на этот вопрос зависит будущее не только Украины, но и всего Старого Света – а может быть, и не только его.