Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сделай шаг

24 апреля, 17:51

Прошли те благословенные времена, когда для того, чтобы считаться «ответственным офицером», достаточно было не примазываться к победам и не избегать ответственности за поражения, помня, что «у победы сотни родителей, а поражение всегда сирота». Сейчас грань между победами и поражениями столь тщательно и добросовестно стерта тысячами «гибридных аналитиков», что «быть ответственным» в будничном смысле чаще всего означает отрицать любую победу любой ценой.

А между тем, победы случаются.

И отставка избранного накануне парламентом премьер-министра Армении Сержа Саргсяна, которая является отказом от попытки узурпации власти под давлением массового ненасильственного гражданского протеста — и есть такая победа.

Наконец, после кровавых событий марта 2008 года, на волне которых к власти и пришел Серж Саргсян, и нескольких мощных протестов в 2015 и 2016 годах армянское гражданское общество наконец-то доказало — в первую очередь себе, — что общественность способна на поступок при условии позитивной самоорганизации, взаимодействии, упорства и доверия. Это не только самый важный итог 10-летней борьбы, но и крайне полезный урок на будущее.

После того, как на 10-й день активного протеста численность протестующих достигла 100 тысяч, а среди демонстрантов появились военные, стало понятно, что протесты могут перерасти в нечто более серьезное, чем просто уличные акции. Это могло поставить под угрозу социальную и военную безопасность республики в условиях текущего конфликта в Карабахе, а также заставить Кремль принимать болезненные решения для поддержания безопасности своего военного контингента на базе в Гюмри — одного из важнейших форпостов так называемой «объединенной системы ПВО СНГ», фактически в тылу своей сирийской группировки. Ну, и наконец, в компактной, традиционной, пронизанной тесными, сложными социальными взаимосвязями стране, нужно быть очень специфическим человеком, чтобы решиться развязать гражданский конфликт. Поэтому добровольная отставка была в данной ситуации лучшим решением.

И это решение само по себе важно.

Долгое время общим местом при анализе российской политики на постсоветском пространстве было утверждение о том, что Кремль воспроизводит собственную политическую модель на подконтрольных ему территориях. И во многом это было справедливо: «вертикаль власти», коррупция, сросшиеся с криминалом силовики и местные чиновники, атомизация и бедность, контролируемые конфликты и подконтрольные радикалы, под лозунгами борьбы с которыми сворачиваются свободы и уничтожаются выборы, постоянная власть — все это стало визитной карточкой российской политики и российского влияния.

Для всех стран, попавших в политическую орбиту Кремля, обычно рассматривалась только одна модель управления и один тип реакции правящей элиты на кризисы. И Армения — давний и надежный в силу ряда объективных и субъективных причин сателлит России — вовсе не рассматривалась исключением из этого правила.

И именно в этом контексте события в Армении являются важным прецедентом. Ситуативная победа народа во главе с оппозиционными силами, по крайней мере, доказывает принципиальное отличие существующей армянской клановой системы власти от кремлевского сугубо мафиозного режима. Если для кремлевской мафии главным принципом является «не прогибаться под толпу и не сдавать своих», то в Ереване все сложилось иначе, сработали другие механизмы и принципы принятия решений.

И здесь следует отметить, что в стране, где практически не осталось ни одного актива, который не находился под прямым или косвенным контролем или управлением России, где инструменты гражданского общества, общественный дискурс и механизмы управления в значительной степени выродились под влиянием многолетнего нерешенного конфликта , процессы и механизмы принятия решений настолько непрозрачны, что судить о принятых решениях нам придется только по их последствиям.

От того, какую политику и какие инструменты для ее реализации выберет новый премьер, новый кабинет министров (и, пока вероятнее всего, новый парламент) зависит очень многое. И не только для Армении, но и для всего этого исключительно сложного и отнюдь не спокойного сегодня региона. События в Армении могут повлиять на процессы, происходящие не только в Грузии и Азербайджане, но и в Турции, Иране и Сирии. А это означает, что слишком много региональных и глобальных игроков могут вмешаться в ситуацию в Армении.

Теперь людям Армении, которые сегодня абсолютно заслуженно чувствуют себя победителями, нужно сделать следующий шаг. Потому что самое важное в Армении начнется теперь, после отставки Саргсяна. Сможет ли гражданское общество Армении устоять перед новыми-старыми вызовами и найти в себе силы для политической и социальной модернизации в условиях системного сопротивления своего единственного «союзника» — это, без преувеличения, вопрос региональной безопасности.

А учитывая взаимосвязанность региональных процессов — в частности сирийского конфликта — с процессами в Украине через общие движущие силы, имеющие источник в Кремле, это становится крайне важным вопросом и для нас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать