Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сделка с дьяволом

01 марта, 10:38

Итак, в субботу 29 февраля 2020 США подписали соглашение с талибами, которое, по мнению многих наблюдателей может открыть путь к окончанию 18-летней войны и стать поводом для полного вывода иностранных войск из Афганистана. Согласно условиям соглашения, США в течение 135 дней сократят численность своих военнослужащих, размещенных в Афганистане до 8600 человек, а все войска НАТО и США могут быть выведены из страны в течение следующих 14 месяцев. В свою очередь талибы взамен обязуются не использовать территорию Афганистана против США и их союзников, способствовать политическому урегулированию путем внедрения межафганского мирного диалога и соблюдать постоянное и всестороннее прекращение огня.

Президент США Дональд Трамп, надеясь выиграть президентскую гонку в этом году, пытается любой ценой выполнить свое предвыборное обещание вернуть войска со Среднего Востока. Однако, помня о чрезмерном пиаре, который привел к серии позорных скандалов и фактически нулевому результату на переговорах с Северной Кореей, он подошел к переговорам с Талибаном с большей осторожностью. Например, он в срочном порядке отменил церемонию подписания соглашения с талибами, запланированную в сентябре прошлого года в Кэмп-Дэвиде после серии новых атак талибов и скандала в американском истеблишменте.

Накануне нынешнего подписания Трамп заявил, что, «если талибы и афганское правительство выполнят обязательства, предусмотренные соглашением, для нас будет открыт мощный путь вперед, чтобы положить конец войне в Афганистане и вернуть наши войска домой. ... Эти обязательства являются важным шагом к прочному миру в новом Афганистане, свободном от аль-Каиды, ИГ или любой другой террористической группы, которая будет стремиться причинить нам вред».

Соглашение было подписано в столице Катара Дохе специальным посланником США Залмаем Халилзадом и политическим руководителем талибов муллой Абдул Гани Барадаром. Госсекретарь США Майк Помпео присутствовал в качестве своеобразного свидетеля этой церемонии.

Это соглашение создает предпосылки для постепенного выхода США из самой продолжительной войны в их истории, окончания которой ждут многие. За 18 долгих лет этой войны США потратили более 2 триллионов долларов на прямые военные нужды, программы по обучению афганских военных, спецназовцев и полицейских, а также на поддержку развития институтов, в этой войне погибло 2400 военнослужащих США и около 38 000 граждан Афганистана.

Все участники этого процесса хорошо понимают, что это только начало пути, и он обещает быть сложным и длительным. Но тем не менее, это начало считают важным. Поэтому на церемонии подписания соглашения присутствовали представители, в частности, министры иностранных дел 50 стран.

Согласно заявлениям американских военных, которые они сделали на встречах с афганским руководством, в рамках выполнения соглашения американцы планируют в течение ближайших 135 дней сократить численность своего контингента с текущих более 13 000 до 8600 человек. Это сокращение будет проведено при любых условиях, независимо от того, будет ли придерживаться Талибан своих обязательств или нет, и каким путем будет развиваться ситуация в Афганистане, в частности, тот мирный процесс, ради которого все это и было начато.

В течение этого периода пропорционально будут сокращаться контингенты других стран западной коалиции: по предварительным оценкам с 16 до 12 000 военнослужащих. Комментируя Соглашение, Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил в Кабуле: «Мы собрались вместе в 2001, мы планируем согласовывать уровни военного присутствия вместе, и когда придет время, мы выйдем вместе, но мы выйдем только тогда, когда для этого будут соответствующие условия».

В дальнейшем, в течение следующих 14 месяцев, в зависимости от того, насколько талибы будут придерживаться заложенных в Соглашение условий и обязательств, США и их союзники по НАТО планируют еще сократить или вывести свои контингенты из Афганистана. Сейчас речь идет о том, что в Афганистане после всех сокращений может остаться не более 5000 иностранных военных специалистов для оказания помощи правительственным силам в борьбе с терроризмом.

Присутствовавший на подписании Госсекретарь США Майк Помпео сказал, что «Вашингтон будет внимательно следить за соблюдением талибами подписанного сегодня соглашения... талибы показали, что у них есть воля к миру во время недавнего периода снижения уровня насилия», он призвал талибов «соблюдать свои обещания разорвать любые связи с аль-Каидой и продолжать борьбу с воинственным группировкам Исламского Государства», а также настоял, что «соглашение ничего не будет означать, если не будут предприняты конкретные шаги по выполнению обязательств и обещаний».

Министр обороны США Марк Эспер сказал, что «подписание соглашения - это обнадеживающий момент, но это только начало. Дорога впереди не будет легкой. Достижения прочного мира в Афганистане требует терпения и компромисса между всеми сторонами».

Представители афганского правительства в свою очередь также сделали ряд заявлений о том, что они готовы вести переговоры и заключать соглашения о прекращении огня с талибами, а также подтвердили свою поддержку плана поэтапного вывода войск США и коалиционных сил при условии выполнения талибами своих обязательств. В частности, на пресс-конференции в Кабуле президент Афганистана Ашраф Гани сказал, что он «надеется, что соглашение в Дохе проложит путь к прочному миру». «Мы надеемся, что мирное соглашение между США и талибами приведет к постоянному прекращению огня ... Страна ожидает полное прекращение насилия», - отметил он.

Талибы также надеются на реализацию соглашения: «Самое главное, на что мы надеемся, это то, что США сохранят приверженность своим обещаниям, которые они дали в ходе переговоров и подтвердили в мирном соглашении», - заявил представитель переговорной группы талибов Забиюлла Муджахид.

Соглашение также прокомментировал и лидер Талибана Мавлави Хайбатулла Ахундзаде: «После почти девятнадцати лет джихада и борьбы, начавшейся после того, как в октябре 2001 союзные силы во главе с Америкой вторглись на нашу Родину, Исламский Эмират, который представляет афганский народ, с божьей помощью Аллаха, наконец достиг соглашения о прекращении оккупации Афганистана. Эта победа является коллективной победой всего мусульманского народа и муджахидов, всех наших братьев и сестер, которые почти два десятилетия приносили огромные и чрезвычайные жертвы. Соглашение о полном выводе всех иностранных сил из Афганистана и обещание никогда не вмешиваться в его дела в будущем, несомненно, является большим нашим достижением». Он также объявил амнистию всем, кто воевал против Талибана и призвал всех соблюдать условия Соглашения.

При этом, все спикеры подтвердили свою неизменную приверженность принципам предотвращения использования любыми террористическими группировками афганской земли в качестве плацдарма для угрозы в сторону США, их союзников и других стран.

Собственно, неопределенность, присущая хорошим ожиданиям, которая оставляет простор для различных толкований и манипуляций, и одновременно не дает критериев и инструментов контроля, и может стать той бомбой, которая взорвет соглашение в ближайшее время.

Согласно условиям соглашения, талибы обязуются не использовать афганскую землю как плацдарм для сил, которые представляют или могут представлять опасность для США или их союзников. Даже если оставить за рамками дискуссии вопрос о том, кто подпадает под определение «союзников» при хаотичной и непредсказуемой внешней политике текущей администрации, следует отметить, что в Соглашении нет ни одного механизма, с помощью которого американская сторона сможет проконтролировать выполнение этого пункта. Так же, как и не заложено никаких санкций в случае, если этот пункт будет нарушен.

По соглашению, 5 тысяч арестованных и осужденных за террористические и насильственные преступления талибов должны быть освобождены из тюрем, в первую очередь, на территории Афганистана. При этом, не понятно, кто должен это делать - афганское правительство, которому принадлежат гражданские тюрьмы, или американские военные, управляющие специальными изоляторами для содержания террористов и особо опасных преступников. Также не ясно, должны ли освобождены талибы оставаться в статусе гражданских лиц, или они смогут снова взять оружие и вернуться к своим отрядам.

Соглашение объявляет «постоянное и всеобъемлющее» прекращение огня. Но не вводит механизмов регуляции и контроля такого режима, а также не предусматривает санкций за его нарушение. В прошлом году талибы по крайней мере трижды соглашались на прекращение огня, но одновременно заявляли, что «этот режим не касается представителей правительственных структур, иностранных военных и их агентов». Вследствие такого специфического видения, прошлый год стал едва ли не самым кровавым в истории афганского противостояния.

Соглашение декларирует начало межафганского диалога для продвижения мирного процесса. При этом принципы такого диалога не прописаны четко, так же как и не предусмотрено санкций за несоблюдение условий и принципов мирного процесса. Очевидно, что видение политического, социального, религиозного устройства Афганистана у талибов, афганского правительства, племенных и региональных сообществ является принципиально разным. Так же, как кардинально различным является и способ достижения консенсуса по этим вопросам. Собственно, именно поэтому конфликт и продолжается столько лет. Именно поэтому принципы, способы и инструменты мирного процесса являются критически важными, чтобы избежать эскалации конфликта.

Итак, наиболее критичным для выполнения условий заключенного соглашения является не столько то, что талибы хронически не придерживаются своих обещаний, сколько то, что их система ценностей является в корне отличной от системы ценностей их контрагентов, а поэтому они имеют кардинально иные взгляды на принципы и критерии выполнения соглашений. Например, их нельзя заставить соблюдать «прав человека» или «равенство» в западном понимании, потому что они имеют свое, кардинально отличное понимание этих понятий, и будут внедрять его с фанатизмом догматиков, несмотря ни на какие предостережения и преграды.

Собственно, в этом и заключается опасность сделок с дьяволом: нельзя пытаться утихомирить или перемудрить с помощью соглашений того, кто играет за принципиально другими, недоступными для тебя правилами. Цена таких попыток всегда будет высокой - об этом уже несколько веков твердит человечеству весь фольклор. Но иногда политики готовы сделать даже такую ставку в своей популистской игре.

Впрочем, для афганского общества, истощенного длительным кровопролитием, эта сделка стала очередной надеждой на примирение. Люди выходят на улицы и празднуют приближения мира: «наша страна и наш народ заслуживает лучшей жизни, заслуживает мирной жизни», - говорят они. И надо признать, что несмотря на длительную войну, шанс у Афганистана все же остается - как это ни странно, но радикализация и взаимная непримиримость не достигли там критической грани, такой, например, в Сирии.

«Мир живет надеждой», - гласит афганская пословица.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать