Сегодня Беларусь – враг
Беларусь – приспешница России. Именно так определена наша северная, когда-то дружественная соседка, Советом ЕС. Беларусь – самое большое разочарование нынешней российско-украинской войны. Речь не о режиме Лукашенко или всех белорусах – нет вопросов к тем, кто находится в плену российской пропаганды. Так же, как и подавляющему большинству россиян. Ни по своему мировоззрению, ни по ценностным ориентирам от них никто ничего не ожидал. По крайней мере до того времени, когда их комфортная жизнь будет полностью разрушена. Но ведь все предыдущие годы почему-то было такое мнение, что 30% белорусов способны мыслить критически и ответственно. Война засвидетельствовала – это была ошибка. Так что в дальнейшем речь пойдет о бывших «адекватных».
В день начала широкомасштабного нападения России на Украину попытался дозвониться знакомым, коллегам из Гомеля и Минска – тем, кто в 2020 г. просил украинцев о помощи и гордился неожиданным проявлением гражданской активности. Реакция оказалась ошеломляющая, примерно такова (обобщено): «Мы вам сочувствуем, но говорить на эту тему не будем, простите; а где вы были в 2020 году: мы страна оккупированная и ничего не можем; у нас за любое проявление протеста хватают – мы не можем; вы крутые, но это не наше дело; мы спасаем ваших беженцев, можете приехать; университет Каразина горит? Да нет, пишут, что управление полицией; Беларусь участвует в нападении на Украину – о чем вы говорите» – и т.п. "шедевры" мысли. В целом они отморозились.
Самолеты и ракеты, уничтожающие украинские города с территории Беларуси, наступление с севера, что позволило, в частности, быстро пройти Чернобыльскую зону и подойти к Гостомелю, Буче, Ирпеню, использование территории Беларуси как военно-логистической базы является свидетельством непосредственного участия белорусских силовиков в агрессии России – эти доводы не воспринимались. Итог таков – никаких действий в поддержку Украины подавляющее большинство бывших уже приятелей не будет делать. Более того, когда мы с коллегой-историком попытались распространить информацию о войне на частных и корпоративных страницах, белорусы их преимущественно удаляли. Один даже возмутился: «Что это такое, почему здесь!».
Как объяснил известный белорусский исследователь Андрей Киштимов: «Не Зеленскому и не украинцам решать, когда нам, белорусам, выходить на улицы». Пришлось отправить его по курсу русского военного корабля. А еще хочу, если выживу и когда-нибудь увижу этого пана, плюнуть публично ему в лицо. Извиняться за нехватку академизма не буду.
Удивительно, но до сих пор адекватнее ведут себя белорусские военные – несмотря на очевидную вовлеченность, они не проявляют желания воевать с Украиной. Увидим, как будет дальше.
Не менее красноречива позиция окружения Светланы Тихоновской. Читаем у Франака Вячорки: «Белорусы не должны нести ответственность за деятельность Лукашенко в войне против Украины». Это не шутка, серьезно?Странная позиция. В 2020 г. украинцы предупреждали: цветочками и шариками политические режимы, подобные лукашенковскому, не устраняются. В ответ слышали – мы сознательные, у белорусов свой путь, это наше дело – не указывайте, что делать (читай – чтобы не было Майдана). Предостережения, что ситуация в Беларуси касается безопасности Украины, во внимание не принимались. «Спасибо!». Это ничто иное как политическое и гражданское лицемерие (или сознательная работа на орков). Граждане отвечают за свое государство и власть. Последняя может существовать только с молчаливого согласия подавляющего большинства граждан. Или они не граждане. Другие потуги оппозиции выглядят как показ театрального представления на тему Украины. «Как бы ни изменились белорусы, пропасть между нами – навеки. Даже когда у них не будет Лукашенко», – считает земляк-черниговец Анатолий.
Имя белорусов спасают единицы – такие как известный белорусский историк Алесь Смалянчук – он подготовил и распространил антивоенное обращение. Хоть так. В конце января этого года последний раз разговаривал с гомельской историкиней Валентиной Лебедевой. Неизлечимо больная, она больше всего беспокоилась не о своем состоянии, а нависшей над Украиной угрозой войны. Ее слова были едва ли не физически пронизаны болью. Валентины не стало 8 февраля, а после нее остались хитроумные белорусы.
Кто действительно борется за честь Беларуси и белорусов – это сотни, возможно, тысячи добровольцев, взявших оружие в этой войне с Россией. Это единственные белорусы, проявившие реальную, а не опереточную солидарность с Украиной.
В настоящее время Беларусь – враг. Подавляющее большинство граждан не хочет смотреть фактам в лицо – им так удобно. Трудное, но необходимое открытие, чтобы лучше понимать послевоенные отношения и выстраивать их соответственно.
Владимир БОЙКО, историк, Чернигов