СЭС: потерянный инструмент борьбы
В подписанном Украиной Соглашении об ассоциации с ЕС есть целая отдельная глава, которая так и называется «Общественное здоровье» и включает в себя три статьи, суть которых состоит в обязательстве Украины принимать меры для защиты здоровья граждан. Такие действия европейцы считают предпосылкой устойчивого развития и экономического роста любой страны. Руководствуясь этими установками, на волне всеобъемлющих проевропейских реформ в Украине решают кардинально перестроить систему санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Разумеется, что без поправки на наши реалии не обошлось.
Кабинет Министров Украины в конце ноября 2016 года определил механизмы и сроки развития системы общественного здоровья в государстве, а уже через 5 месяцев, в апреле 2017 года, правительство дополнительно утвердило среднесрочный план приоритетных действий в этом направлении до января 2020 года. Именно в этих Постановлениях определяется так называемая переориентация системы общественного здоровья от «санитарного надзора и борьбы с инфекционными болезнями к новому общественному здоровью».
Это тот момент, когда и началось движение к закрытию СЭС по всей стране. На самом высоком уровне тогдашние ТОП-реформаторы называют тогда еще существующую структуру санитарно-эпидемиологической службы коррупционной и неэффективной. Чем и формировали основу для создания Центра общественного здоровья Украины по аналогии с американской CDC (Центр по контролю и профилактике заболеваний в США).
Адепты изменений объясняли, что Украина в новой модели построения системы должна сосредотачивать свое внимание на укреплении здоровья населения и профилактике заболеваний. О борьбе с инфекциями как основной деятельности речи тогда не было.
Разбалансированная система
В ходе реформы СЭС был начат переход от так называемой централизованной вертикали к децентрализованной модели, но при сохранении государственного финансирования. Был создан Центр общественного здоровья и его работу нужно финансировать. А где взять деньги?
Именно с начала этого года вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс в статье 87. В соответствии с которыми государственная программа «Проведение эпидемиологического надзора, наблюдения, деятельности учреждений общественного здоровья и мер борьбы с эпидемиями» заменяется программой «Общественное здоровье и меры борьбы с эпидемиями». Что, по сути, привело к исчезновению статей финансирования конкретных направлений в бюджетном кодексе и концентрации этих средств в одном пуле бюджетной программы общественного здоровья. В частности, исчезли программы финансирования деятельности лабораторных центров Минздрава, мер борьбы с эпидемиями и содержания бюджетных учреждений, находящихся в сфере подчинения Минздрава и реализующих функции в сфере общественного здоровья.
Концепция изменений аннулирует их финансирование как выделенной статьи в смете, а их целостные имущественные комплексы планировали передать на баланс и так уже многострадального местного самоуправления. Модель похожа на медицинскую реформу: Центр общественного здоровья должен осуществлять оплату услуг в региональных лабораторных центрах по определенным тарифам. А содержать здания должно было бы местное самоуправление.
В Минздраве даже не скрывают, что такая модель финансирования будет способствовать оптимизации сети лабораторных центров и количества их услуг, которые нужны государству в конкретный период. Другими словами - закрытие многих таких центров просто неизбежно. Пилотные проекты запустили еще в 2019 году, а этот год должен был стать финальным в этом процессе. Но свои коррективы в планы Минздрав внесла сама жизнь - началась эпидемия коронавирусной инфекции, которая и позволила продемонстрировать всю «эффективность» предлагаемых изменений в вопросах эпидемиологического надзора и так называемой децентрализации функций СЭС.
К счастью, процесс передачи региональных лабораторных центров Минздрава общинам остановили, но окончательно не отказались. Самое интересное, что еще в ноябре прошлого года на основе обращения ко мне работников 24 областных лабораторных центров Министерства здравоохранения Украины я как народный депутат обращалась в Минздрав относительно угрожающей санитарной и эпидемической ситуации в государстве, сложившейся в результате разрушения профилактического (превентивного) направления отечественной медицины. В тот момент об эпидемии коронавируса еще даже никто и не говорил.
Сейчас все лабораторные центры работают в сверхтяжелых условиях и буквально круглосуточно проверяют анализы ПЦР-тестирования пациентов с подозрением на коронавирус. Большинство из лабораторных центров, в том числе и в Винницкой области, не справляются с существующей нагрузкой, не хватает элементарного: кадров и оборудования. А сотрудникам еще и понимания, что их ждет дальше...
Что дальше?
Эпидемия коронавируса заставила власть все же вспомнить, что эффективная структура СЭС - это основной инструмент для борьбы с эпидемиями. Еще 23 февраля этого года Совет нацбезопасности и обороны Украины обратился к Кабинету министров Украины с предложением возобновить деятельность санитарно-эпидемиологической службы. Но после почти двухмесячного ожидания конкретных действий со стороны Минздрава не было предпринято. Более того, например, сотрудникам лабораторных центров Минздрава передали только полномочия, но не дали официальных должностей. И это наталкивает на мысль, что существует реальная угроза сокращения сотрудников и закрытия центров в будущем.
Также сегодня отсутствует порядок эпидемиологического надзора, который бы дал четкое понимание, кто и каким образом должен осуществлять профилактику и борьбу с инфекционной и неинфекционной заболеваемостью. Поэтому на начальном уровне система эпидемиологического надзора уже фактически утрачена.