Шансов на перемирие нет
В интервью российским независимым журналистам, осуждающим российское нападение на Украину, президент Владимир Зеленский рассказал о мужестве и героизме украинцев в противостоянии российской агрессии, о гибели тысяч мирных жителей, о стертых с лица земли Волновахе и Мариуполе, Буче и Ирпене, о жертвах и разрушениях в Киеве, Харькове и Чернигове, который скоро может превратиться по степени разрушения в Мариуполь. Неудивительно, что Роскомнадзор запретил публиковать и цитировать интервью Зеленского в России. Ведь оно, да еще в сопровождении фото разрушенных украинских городов, полностью разрушает ложь кремлевской пропаганды. Президент Украины стремится к миру и доказывает, что именно Путин затягивает войну. Зеленский четко изложил украинскую позицию на переговорах с Россией, новый раунд которых начинается сегодня в Стамбуле. Сперва отвод российских войск за линии соприкосновения, существовавшие на утро 24 февраля, прекращение огня, разработка договора о гарантиях внеблокового статуса Украины, его ратификация, а потом проведение всеукраинского референдума о внеблоковом статусе Украины. Прямо об этом не говорится, но подразумевается, что договору о нейтральном статусе должно предшествовать возвращение, как минимум, оккупированных территорий Донбасса в состав Украины.
К величайшему сожалению, эта идеальная схема нереализуема на практике. Путин на такие условия пойдет только в случае очевидного военного поражения, до которого еще далеко. Но в случае такого поражения у него будет мало шансов остаться у власти, а новое правительство, как минимум, прекратит огонь и отведет войска к линиям 24 февраля. Зеленский совершенно верно указал, что Украина не заинтересована в заключении перемирия на тех позициях, которые стороны занимают сегодня, поскольку это путь к новой заморозке конфликта, которая устроит Путина, но не Украину. Такая заморозка прежде всего позволит российской стороне накопить резервы живой силы и боеприпасов и после передышки возобновить наступление на всех направлениях. Но даже если российское наступление не возобновится, такое положение исключит нормальное существование Украинского государства, когда враг будет стоять под Киевом и в низовьях Днепра. Кроме того, перемирие на достигнутых российской армией рубежах, позволит выдать итоги «спецоперации» за победу перед российским обществом. Дескать, «демилитаризацию» и денацификацию» провели, и сухопутный коридор в Крым «прорубили», да к тому же территорию Донецкой и Луганской областей «освободили».
Для российской пропаганды неважно, насколько в действительности сократился реальный военный потенциал Украины, и что «освобождение» на практике означает освобождение территорий от украинского населения. По мнению независимых экспертов, боеспособных танков украинская армия сейчас имеет на несколько десятков больше, чем до российского вторжения, так как взятая трофейная бронетехника не только компенсировала украинские потери, но и дала ощутимый прирост бронетехники. По противотанковым и зенитным ракетным комплексам, а также по беспилотникам точных статистических данных нет, но можно не сомневаться, что за счет западных и турецких поставок их число, во всяком случае, больше, чем было к утру 24 февраля. Вот по каким видам боевой техники и вооружений украинский военный потенциал действительно сократился, так это по числу боеготовых самолетов, зенитно-ракетных систем средней и большой дальности, равно как по числу оперативно-тактических ракет (здесь речь идет как об установках, так и по боеприпасам к ним). Надо добиваться от западных партнеров быстрейшей поставки этих видов вооружений, а также танков, без которых невозможно начать большое контрнаступление. А такое контрнаступление жизненно необходимо украинской армии на юге, чтобы деблокировать почти стертый с лица земли Мариуполь и перерезать российский сухопутный коридор в Крым. Но все это, повторяю, Москву на самом деле мало интересует.
Кроме того, опыт 2014-2015 годов учит, что согласованные перемирия Россия нарушает практически всегда. Так было, в частности, в феврале 2015 года в районе Дебальцево, когда, несмотря на объявленное прекращение огня, российские войска продолжали боевые действия до полного захвата города. Поэтому, даже если будет достигнуто перемирие на нынешней линии фронта, можно не сомневаться, что российская армия все равно продолжит боевые действия в районе Мариуполя до полного захвата города, чтобы обеспечить коридор в Крым. И надеяться на то, что на переговорах в Стамбуле совершится прорыв, ни в коем случае не стоит. Объявление же перемирия при сложившейся на сегодня линии фронта, повторяю, будет выгодно только России для осуществления перегруппировки и пополнения своих сил и средств. Для Украины же такое перемирие принесет больше вреда, чем пользы, хотя бы потому, что в этом случае западные державы могут смягчить некоторые санкции против России, а поток западных вооружений в Украину может сократиться под предлогом прекращения боевых действий.
То, что мюнхенские настроения среди руководителей государств Евросоюза с началом войны были лишь приглушены, но никуда не делись, доказывает реакция президента Франции Эммануэля Макрона на варшавское выступление президента США Джо Байдена. Макрон заявил, что «не будет использовать» слова Байдена, который назвал Владимира Путина «мясником». Президент Франции также заявил: «Цель – остановить войну, не вступая в войну. Если мы хотим сделать это, не должно быть эскалации ни на словах, ни в действиях». На практике это означает, что Франция могла бы даже притормозить поставки вооружений Украине, ради того, чтобы заключить хотя бы временное перемирие. Макрон очень хотел бы достичь такого перемирия если не до первого тура президентских выборов во Франции, который состоится 10 апреля, то хотя бы до второго тура, который практически наверняка состоится 24 апреля. Прекращение огня в Украине он явно попытался бы представить избирателям в качестве своей заслуги. И Макрон совсем по-мюнхенски заявил: «Мы, европейцы, не должны подвергаться никакой эскалации. Мы, европейцы, не должны забывать нашу географию и историю. Мы не воюем с российским народом». Если из уст Байдена и членов его администрации слова о том, что Америка не воюет с русским народом, звучат как противопоставление народа и Путина и являются скрытым призывом к смене власти в России, то в устах Макрона это совсем не так. Французский президент склонен отождествлять Путина и российский народ и не оставляет надежды достичь какого-то компромисса дипломатическим путем. Дай Бог, чтобы это была только предвыборная риторика! Украинцам же, несмотря на все потери и страдания и жертвы, остается только драться до конца, не надеясь на скорое прекращение боевых действий.