Перейти к основному содержанию

Сиквелы советских торжеств

Не желая расставаться с лишними выходными днями, мы согласились оставить для новой жизни опорные пункты советской старой идеологии
30 апреля, 09:26
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

Май хорош цветением, пением и  беззаботным времяпрепровождением. В этом месяце, как ни в одном другом, буйство природного возрождения  оттеняет  тоску увядания прошлой эпохи и дисбаланс в мироощущении. Ничего не стыкуется и не складывается, словно для составления общей картинки мы взяли пазлы из разных коробок. Солидарность трудящихся  отыскали там, где лежат шампуры для шашлыков. День советской  печати случайно оказался  рядом с международным праздником свободы слова. Языческие  проводы и советские торжества замотаны в одну старую газету, и пока ее не развернешь, не узнаешь, что ищешь.   Словом,  мир, труд, май, радоница и победа в одном флаконе военного времени —  напиток не для трезвого образа жизни.

Как британская традиция любовных пикников проникла в пролетарские маевки и стала «завтраками на траве» советского бытового импрессионизма?   Как светское житие перешло в конфессиональное?  Почему 9 мая, по церковному календарю МП, —   день поминовения усопших воинов, погибших «за веру, Отечество и народ в 1941 — 1945гг.»?  Как быть с теми, кто умер за Сталина или просто за собственную честь? И что делать с георгиевской ленточкой, которую англоязычная Википедия называет символом военной доблести русской армии и отличительным знаком украинских сепаратистов?

Что бы мы ни говорили на этот счет, а реальность выше фетишей и символики. Для россиян и украинцев  черно-оранжевое сочетание наполнено взаимоисключающими  смыслами: кому героическим, кому вредительским, как нашествие  колорадского жука. И в этом, по большому счету, нет ничего странного. Универсальных символов военного героизма нет, особенно у воюющих народов.  И «День Победы», как две капли воды похожий на  «День сурка», — одна из тех дат, что разъединяет украинцев.  Мы  переживаем его вновь и вновь, не в силах изменить повторяемость заведенной советской пластинки: 9 мая — наше все. Со школьных лет до седых волос нас сопровождали трафаретные фразы про «спасибо за мирное небо над головой», торжественные митинги, украшенные начальниками на трибунах, и те самые гвардейские ленточки, что теперь повязаны на руках, испачканных кровью.

Выходит, 70 лет массового порицания фашизма на земле победителей Гитлера обернулись его возрождением? Теперь президента соседней страны у нас называют Путлером, а кремлевская пропаганда изображает Киев — третьим рейхом в бандеровском формате. Так кто «черно-коричневая чума  ХХІ века»?

Трагическая метаморфоза  произошла и с Первомаем. Десятилетия доведенной до экстаза солидарности трудящихся привели к полной утрате прав и свобод наемного персонала всех уровней: от рабочего на крупном заводе до «офисного планктона» маленькой фирмы. Что же получается? Отмечаем победу над  отвратительной идеологией, а она ширится. Чтим борьбу трудящихся за свои права, а они улетучиваются. Для чего же нам нужны торжественные поводы констатации отсутствия причин?  

Сегодня «майские праздники» — реликт ушедшей эпохи, повод для  ностальгии и выдуманная история «про войну и революцию». Не желая расставаться с лишними  выходными днями в прекрасную пору для пикников и садово-огородных работ, мы согласились оставить для новой жизни  опорные пункты советской идеологии. Первомай и 9 мая (пока говорим только о них)  никогда не соприкасались с обычной жизнью граждан. Умирающим от болезней ветеранам вместо лекарств и элементарного ухода предлагался салют и парады. КЗОТ  — последний фиговый листок, прикрывавший правовую наготу советских трудящихся — упал вместе с системой. Но на предприятиях, в том числе принадлежащих коммунистам, «майские» оставались священной коровой, которую нельзя трогать, но можно доить. Для чего? Ответ дает обычное  рекламное объявление в сегодняшней Москве — «В майские праздники жители и гости столицы смогут окунуться в детство вместе с фестивалем «Московская весна». Автоматы с лимонадом, мороженое, которое сейчас уже не отыскать, велосипеды и прочие характерные атрибуты советской эпохи — все это ждет гостей праздника».

Оказалось, публика требует продолжения советского мифа. Это выгодно бизнесу, который продает под советскими брендами шампанское, водку, конфеты и другие дешевые ремейки сферы потребления. Это выгодно политикам, превращающим ностальгию пожилых людей, заблуждения юных  в голоса и симпатии целевых аудиторий. Это неплохой заработок для ТВ и кино, где любая туфта на тему «подвигов советских разведчиков» будет востребована для проката в те самые майские дни.  Наконец, это нравится  тем же трудящимся как всеобщий отпуск накануне лета. Но частные выгоды меркнут на фоне общей катастрофы. Как в популярном фильме ужасов, нас преследует не преданная земле мумия. Она — советская ментальность, забившаяся в щели «не политических» дат, вроде 1 и 9 мая. Почувствовав себя уверенно в эти «красные» дни, мумия расправила плечи и претендует занять весь календарь. Празднуйте, товарищи, Победу сталинской системы над гитлеровской. Пусть в колоннах ветеранов идут фронтовики вместе с их сверстниками из заградотрядов НКВД. Пусть боровшийся с советской армией и вермахтом украинец будет предателем идеалов,  а поражение одного мирового монстра станет вечным триумфом для другого, не менее кровожадного...

День Победы над фашизмом Европа отмечает 8 мая,  на следующий день после  подписания акта о капитуляции Германии в Реймсе. Повторное подписание этого же документа состоялось в Берлине по московскому времени 9 мая. Ничто не мешает нам вернуться к европейской традиции, которая важна в своей не столько календарной, сколько моральной  сути. Фашизм на территории ЕС — изжит. Там нет диктаторов, бряцающих оружием у суверенных границ, нет истерии и военного психоза, поощряющих аннексии чужих территорий, нет молодчиков и политиков, провозглашающих тезис: один народ, одна страна, одна религия. Все это теперь повязано черно-коричневой ленточкой в том месте, куда бросили знамена фашистских дивизий. Там они, наверное, проросли, как семена, попавшие на унавоженную почву.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать