Перейти к основному содержанию

Симпатии голландского велосипедиста

ФОТО РЕЙТЕР

В лентах международных новостей исламистские террористы заслонили российских. О пожарах на иракских нефтяных скважинах говорят больше, чем о взрыве газопровода под Полтавой. Так живет мир, где Украина — лишь малая его часть, связанная с другими странами тонкими нитями. Да еще российский телевизионный «Фелькишер беобахтер» старается спутать их, метя свою аудиторию, как разгневанный медведь опушку. Кажется, Запад, как мы по советской привычке называем пространство демократических стран, не всегда дышит одним с нами информационным озоном. Но это не так. Когда мы, сидя по уши в том, что сами натворили, ропщем на мягкотелость Евросоюза и нерешительность Б.Обамы, то правы только отчасти. Среднестатистический голландец, едущий по специальному велосипедному шоссе на работу, не пересядет в танк и не пошлет своего сына воевать за украинский Донбасс. Хотя бы потому, что мы не помогали голландцам свергать режим узурпаторов Оранских и выходить из депрессии 30-х годов. Есть вещи, которые никто за тебя не сделает. Тем не мене европейцы и американцы нам помогают, солидаризируясь с борьбой против России, от которой исходит угроза миру. Конечно не всегда представляя тяжесть российско-украинской вивисекции.

 И правда, как объяснишь голландцу почему мы расходимся со страной, где несколько веков русскими называли всех подданных царей и генсеков? Это в нашем имперском вигваме все делилось на нации и сословия, а за границей советских кварталов нет, есть только русские, заселенные евреями, армянами, молдаванами... Американец не отличает «лицо кавказской национальности» от лица славянской. Поэтому зоркий брюнет с орлиным носом и блондин в очках на «белорусской бульбе» для него — русский типаж. И когда мы все были советскими, с тем мировоззрением и ментальностью, что выковали ждановы, косиоры и берии, то проблем в идентификации не возникало. Но когда человеческая цивилизация переросла ницшеанство, потребность выделиться без учета цвета кожи, волос и глаз стала очевидной. И мир в лице больших политиков и маленьких школьников перед картой нашей родины захотел разобраться, чем украинцы отличаются от русских.

Введя в поисковик Google запросы по отличиям между нациями, вы откроете десятки, а то и сотни форумов. На них аргентинцы и шри-ланкийцы, филиппинцы и американцы пытаются прояснить, кто из нас «ху»? Самые простодушные заметили разные флаги, разные языки и столицы. Путешественники сравнивают наши кухни по близости, «как китайскую и тайскую». Кто-то говорит о Киеве, исторической родине русских, часть из которых основала Москву, кто-то наоборот. И хотя из Штатов, как с облаков, звучит — «кроме USA все страны — фантомы и нечего их изучать», дискуссия полезна. Даже если проблема двух точек над «i» у программистов в ней занимает больше места, чем история Киевской Руси, разговор фиксирует новую реальность: Украина вошла в сознание и культуру человечества.

Чтобы порадовать женщин квинтэссенцией различий, приведу цитату с сайта, который занимается поиском спутниц на всю жизнь или на некоторое время, для западных мужчин. Специалисты по сватовству считают: украинок от россиянок отличает горячий темперамент и чувственность в выражении своих эмоций, «никаких серых мышек». Требовательность к свободе и нетерпимость к любым проявлениям дискриминации, «все капризы должны выполняться». Но украинки не разделяют тезис, что с милым рай и в шалаше, поэтому обойдутся дороже, чем россиянки при любом формате взаимоотношений.

Примерно то же говорят сайты по найму украинских рабочих, описывая склонности мужчин к разным профессиям и моральные критерии их поведения в социуме.

Все наше окружение давно приступило к выуживанию из банки советского компота украинских плодов. Процесс приема украинской семьи в мировое общежитие — не всегда заметен с порога, да и в коридорах большой политики. Но он присутствует в сердцах людей. Когда видишь толпу голландских футбольных болельщиков с большим транспарантом, смысл которого вслух передал пан А. Дещица, понимаешь, нас слышат и за нас переживают. Брюссельская дипломатия, как и брюссельская капуста, не всегда по вкусу украинцу, но продукт, безусловно, полезный. За прозрачные стены европейских офисов хорошо проникают звуки жизни, там знают, что скандируют стадионы и знают, почему мы бежим от России. Этой весной группа европейских и американских аналитиков представила свои соображения относительно причин конфликта на востоке Украины, которые были опубликованы «Вашингтон пост».

Специалисты не увидели культурных или этнических предпосылок для военных действий, которые отмечались на Балканах, в Африке, Средней Азии и на Ближнем Востоке. В этом смысле война на Донбассе — полностью инспирированный конфликт, который питали искусственно подогретые чувства, сфабрикованные диверсии и целенаправленная пропаганда. Эти шила, торчащие из мешка российской дипломатии, видят не только у нас. И хотя «заграница нам не поможет» в том смысле, что ежедневно твердят российские политологи, но именно вся заграница — с нами. Даже простые люди в провинциях островных и континентальных стран сегодня понимают масштаб преступления путинского режима. Он столкнул народы, которые в страшном сне не могли представить себя убивающими друг друга. Дело об обычном разводе, когда один должен был остаться, а другой уйти, Путин превратил из гражданского в уголовный процесс. Теперь человеческий или божий суд будет спрашивать с него за убийства, бандитизм и разбой. Вот в чем разница. Поэтому среднестатистический голландец, едущий на велосипеде в свой офис, может любить Россию или Украину, всех разом или никого не любить, но он точно всю жизнь будет ненавидеть убийцу. Как все люди, проклинающие своих и чужих палачей.

Сегодня различия между русскими и украинцами шагнули за пределы естественных несхожестей, характерных для бельгийцев и французов, немцев и поляков, ирландцев и англичан, испанцев и басков... Все народы Европы прошли через эпохи взаимных неприязней. Но ХХ век всех научил не прибегать к насилию при самоидентификации. Путинский режим отверг уроки человечества, поставив российское общество в положение изгоев. Многие подписались под этим приговором по известным всем нам причинам. Но еще больше — не подписались. В своем стремлении отдалиться от России как ортодоксальной системы подавления духа и свобод мы оторвали от путинского режима ту часть граждан, которая, действительно, отличается от нас только гастрономическими вкусами, речевыми диалектами и темпераментом. Такая Россия — вместе с нами и остальным миром. И это не просто сиюминутно возникшие симпатии и констатация настроений на сегодняшний день, а новая ситуация среди людей, отвергающих насилие и готовых стоять за мир. В Голландии, Бразилии или Старом Осколе — везде, где живут по часам нового века.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать